Представители крупных торговых сетей рассказали, как изменились цены на электронику и бытовую технику после укрепления тенге, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В компании Sulpak сообщили, что за прошлую неделю у них произошло снижение цен на некоторые категории товаров.
«Цены как живой организм, на них влияет много факторов, включая наличие товарных запасов, поставки и в том числе курсовая разница. Многие товары импортируется, и когда курс иностранных валют, за которые мы их приобретаем, падает по отношению к тенге, то с каким-то лагом по времени может снижаться и цена. Это происходит не сразу, чуть с задержкой, но в целом цены уже снизились, и на некоторые товары они ниже, чем были до повышения курса», — отметил директор по маркетингу компании Sulpak Константин Иванюк.
Представитель Sulpak отметил, что они в первую очередь ориентируются на закупочные цены у производителей и дистрибьюторов. Если происходит изменение этих цен, то оно транслируется на розничные цены в магазинах.
«Не могу сказать, на какие конкретно товары снизилась цена и насколько. Все зависит от категории, на что-то даже не повышалась за последние месяцы. Где-то повысились, где-то опустились, где-то повышение перекрывает наша скидка по акции. Все зависит от конкретных категорий и очень индивидуально. У каждого вида техники свои поставщики», — добавил Константин Иванюк.
Представитель розничной сети отметил, что сохраняется проблема с импортом части товаров из России. Ведется работа по замене каналов поставки на Азию и близлежащие страны. При этом магазины вынуждены реагировать на движение рынка.
Начальник отдела маркетинга ТОО «Белый Ветер KZ» Яна Новохацкая отметила, что прошлое изменение курса тенге в конце февраля и начале марта повлияло на новые поставки товаров, которые в этот период приходили с учетом этих изменений. По словам представителя сети, весь товар в их портфеле является импортным.
«Сложно выделить, на какой именно товар цена поднялась больше всего, так как не было задачи отслеживать динамику роста цены по конкретным товарам. По поводу процента коррекции цены, то, как сказано выше, цена поднялась пропорционально росту курса доллара – 17-19 процентов», — отметила Яна Новохацкая.
Представитель «Белого Ветра» добавила, что факторов, влияющих на текущие цены товаров, много, включая входную цену поставщиков, спрос и цены на рынке. После стабилизации курса тенге, по словам Новохацкой, цены пошли вниз, хотя и не так резко, как многие могли бы ожидать. Это во многом зависит от объема закупленных товаров и запасов на складах.
«Когда курс растет и, соответственно, растут цены, потребители поднимают вопросы, что товары закуплены по старому курсу и, следовательно, цена не должна расти. Да, отчасти это так, но здесь все зависит от товара – насколько он быстро продается. Если быстро, то, следовательно, закуп происходит чаще, и цена на него уже будет новой. Но также нужно учитывать, что у других продавцов, которые имеют «длинные» остатки такого товара, возможно, плохо с реализацией, они не поднимают цены, и приходится подстраиваться под них, иначе товар на полках наших магазинов не будет продаваться.
Несколько иная ситуация с падением цен: если у продавца «длинный» сток товара и он закуплен по высокой цене, ему приходится решать – держать цены или снижать в соответствии с новой ценой на рынке. В итоге компания, которая имеет свои склады и остатки товаров, может выглядеть менее интересно, чем компании, которые торгуют на основании прайсов других компаний и не имеют собственных складов», — рассказала представитель сети магазинов техники.
Глава маркетинга «Белого Ветра» подчеркнула, что в их сети корректировка цен уже производится. Для магазинов это далеко не первый случай резкого роста курса доллара, и уже не надо придумывать ничего нового. От роста или снижения входной цены будет меняться и цена на полке для конечного пользователя, и, по словам Яны Новохацкой, другого сценария просто нет.
Кроме того, сейчас наблюдаются проблемы с поставкой товаров некоторых брендов, которые поставлялись от дистрибьюторов России. Теперь они стали недоступны. Поставки затронула проблема с санкциями, вводимыми в отношении российского банка «Альфа-Банк». Это был единственный банк, который предоставлял реальные услуги факторинга. Сейчас он закрыл эту услугу, и не все поставщики могут отгружать товар из-за возможных рисков резкого изменения курса. Это коснулось поставок довольно широкого круга товаров.
В сетях «Технодом» и «Мечта» от комментариев в отношении изменения цен, связанного с курсовой разницей, отказались.
Напомним, что в начале марта в Казахстане на фоне падения тенге начали повышаться цены на электронику, бытовую технику и прочие товары для дома.
В департаменте Агентства по защите и развитию конкуренции по Нур-Султану в конце марта заявили, что заподозрили в ценовом сговоре несколько крупных сетей.