Управляя карьерным гигантом

Ринат Зигангиров трудится водителем 220-тонного самосвала Hitachi в карьере «Качары руда»

Ежегодно в первое воскресенье августа в Казахстане отмечается День работников транспорта. Он имеет официальный статус и входит в перечень профессиональных праздников нашей страны.

Причастных к этому празднику очень много, так как он объединяет представителей автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта. Водители, диспетчеры, кондукторы, контролеры, машинисты, проводники, лётчики, стюардессы, технический персонал – вот лишь неполный список профессий, имеющих непосредственное отношение к празднику работников транспорта.

А мы расскажем о водителе технологического автомобиля по вывозу горной массы в карьере АО «Качары руда» Ринате Зигангирове. На Качарской площадке работает с 2019 года. Опыт работы на подобных предприятиях имеет, ранее трудился в России. А в Казахстане, в Качаре ему представилась возможность управлять самым современным карьерным самосвалом, аналогов которому на предприятиях нашей страны пока нет.

– Здесь техника новая, было заманчиво работать в «Качары руда». Моя работа заключается в вывозе горной массы из карьера: руду – на склады, породу – на отвал. Работаю на 220-тонном автосамосвале Hitachi EH4000 объемом двигателя 63 литра кубических. Проходили обучение, приезжал представитель фирмы Hitachi. Помимо этого, чтобы управлять таким автомобилем, нужно иметь водительские права категории С и опыт работы на других самосвалах меньшей грузоподъемности. Машина хорошая, очень комфортабельная, в кабине всё автоматизировано, есть круиз-контроль, функция автозамедления (используется при спуске по серпантину карьера). Конечно, самосвал мощный. Карьер теперь быстрее разрабатывается, ландшафт постоянно меняется, – рассказывает водитель технологического автомобиля.

Мы беседовали с Ринатом Зигангировым на горизонте +84 метра. Максимальная отметка карьера, на которой ему довелось побывать, – 157 метров. Говорит, что ничего при этом не чувствуется: в кабине два фильтра, там пыли нет совсем, чище, чем в легковой машине.

Когда имеешь дело с промышленным производством, соблюдение техники безопасности в приоритете. Собеседник говорит, что нужно быть крайне внимательным, так как обзор из кабины ограничен. Помогают в этом видеокамеры кругового обзора, контролируется мертвая зона с правой стороны, а она очень большая – около 25 метров. Для водителя большегруза важно отдыхать перед ночными сменами, во время работы тяжело бороться со сном.

– Управлять такой техникой, сами понимаете… Маленькая ошибка может стоить очень дорого, – говорит Ринат Зигангиров.

Его рабочий день начинается в 6.30, заканчивается в 19.30. Работает и в ночную смену. Фары у самосвала хорошие (их восемь), ксеноновые, дорога освещается в достаточной степени, глаза не так сильно устают, как на старых самосвалах.

Если с машиной что-то не так, автоматика сигнализирует. Плюс водитель распознает неполадки визуально, на слух, и сообщает об этом механику, начальнику смены, которые принимают меры. Водитель обслуживанием, ремонтом не занимается, это делает специализированный персонал. Серьезных поломок самосвала у нашего собеседника не случалось. Бывало, что в сырую погоду случалось замыкание на массу. Устраняется это недолго, поэтому простоев в работе не было.

– В 2009 году впервые сел за руль самосвала. Потом менял профессию. А в 2019 году вернулся. Коллектив у нас очень хороший, подобрались все профессионалы. Много молодежи, которая хочет работать и зарабатывать, без вредных привычек, строит планы, создают семьи. Вообще, считаю, что водители большегрузных автомобилей очень работящие люди, всегда работают самоотверженно, на совесть, минимизируют перерывы в работе. Стараемся работать по-максимуму, чтобы выполнить план, – говорит Ринат Зигангиров.

Водители большегрузов ежегодно проходят обучение. А поскольку управляют огромными машинами, даже обучаются безопасной работе на высоте.

– Заработная плата у нас достойная, конкурентная. И постоянно повышается. Плюс очень хороший социальный пакет – предприятие предоставляет возможность пройти лечение в профилактории, бонусное питание. Хожу в бассейн, предприятие дает такую возможность, – отмечает Ринат Зигангиров.

Пока он видит себя на этой работе, и переквалифицироваться не намерен. Всё нравится.

 

Елена ВОРОНИНА,

фото Алексея ФРОЛОВА