До конца 1990-х годов в развитых странах в сфере образования проходил процесс секуляризации, религии вытеснялись из учебных программ. После теракта 11 сентября 2001 года в США и растущих угроз религиозного экстремизма, произошел пересмотр государственных образовательных программ.
И сегодня более чем 70 стран мира признали необходимость урока религии в государственных школах, в то время как характер предмета и целесообразность различных подходов дебатируются.
Преподается религиоведение и в школах Казахстана. Проследим историю его появления в школьном расписании.
Новый факультативный, но обязательный предмет «Основы религиоведения» появился в школах с 2004 года. Сначала его изучали только ученики десятых классов, а потом и школьники помладше. Это было связано с нестабильной обстановкой в мире, с чрезвычайно быстрым распространением разных религиозных течений. С 2016 учебного года с девятого класса введен обязательный предмет «Светскость и основы религиоведения». Сегодня формат предмета несколько изменился: частично религиоведение входит в новый предмет «Глобальные компетенции» и изучается только в девятом классе.
Как показывает практика, сегодня далеко не все взрослые могут правильно и корректно ответить на вопросы, касающиеся религий, поэтому очень важно давать верную информацию именно детям, то есть тем, чья личность ещё только формируется, чтобы избежать их попадания в деструктивные религиозные течения.
Как преподается религиоведение в школах Рудного, и что он дает подрастающему поколению, беседуем с учителем истории, основ права гимназии №5 Светланой Горевой.
– Светлана Алексеевна, вы – педагог с более чем 40-летним стажем. Как давно преподаете религиоведение, и насколько это было в новинку для вас?
– Религиоведение веду с момента его введения в школьную программу, с 2009 года. Сейчас часть религиоведения введена в предмет «Глобальные компетенции», и идет как последний юнит (раздел) «Светскость и основы религиоведения», рассчитанный на 11 часов, программа была сокращена.
Я не только учитель истории, но и обществознания. Поэтому для меня переход к новому предмету был очень легкий. Нас в свое время обучали преподавать широкий формат знаний – общественные дисциплины, включая и основы религии. И в курсе обществознания дети изучали темы, связанные с религией: мировые религии, их влияние на развитие человека и человечества. Религию как часть культуры изучаем на истории Казахстана и всемирной истории.
– Какие основные цели преследует раздел «Светскость и основы религиоведения»?
– Основной целью введения религиоведения в школах является стремление уберечь подрастающее поколение от вовлечения в деструктивные течения, раньше их называли сектами. Считаю, что религия, как часть культуры, причем ее довольно-таки интересный пласт, тем и хороша, что вначале дает основные знания – что есть суть каждой религии, ее особенности, какую роль она играла на различных этапах возникновения и развития человечества, и потом уже у ребенка формируется отношение к религии.
Задача раздела «Светскость и основы религиоведения» – рассказать о том, что религия – это не политика, не идеология, не средство управления. Основные цели раздела – это повышение общего уровня знаний о религии и формирование у молодежи толерантного сознания, не приемлющего идей экстремизма и терроризма.
– На ваш взгляд, нужен ли этот предмет в школе и что он дает подрастающему поколению?
– Пожалуй, самое главное, что раздел «Светскость и основы религиоведения» расширяет кругозор. Очень рада тому, что есть предметы, которые позволяют расширять кругозор. К сожалению, наше подрастающее поколение большую часть информации получает из носителей, телефонов. А кто там будет писать о религиях? Понятно, те, кто заинтересован, причем будут давать по большей части информацию, не соответствующую реальности.
Очень интересно находить элементы религий в повседневной жизни. Например, праздники, обряды той или иной религии. Мы это разбираем на уроках.
И думаю, что изучению предмета «Светскость и основы религиоведения» нужно посвятить весь девятый класс, а не только лишь раздел в «Глобальных компетенциях».
– Расскажите, как готовитесь к уроку религиоведения, ведь тема очень тонкая…
– На уроках мы не сравниваем религии, их нельзя сравнивать, каждая хороша. Имею в виду религии, которые, в общем-то, составляют суть духовной жизни человеческого общества на любой ступени его развития.
Изучаем не только традиционные религии, но и те, которые запрещены на территории Казахстана. Дети должны об этом знать. Поэтому здесь очень важно грамотно разобрать все темы.
Начётнически, поверхностно нельзя относиться к этому предмету: нужно посмотреть, как реагируют дети на новую информацию, что им интересно и неинтересно, пояснить сложные моменты.
Всегда довожу мысль, озвученную в нашей Конституции, а именно: в Казахстане пропагандируется межнациональное, межконфессиональное согласие. И этот принцип начинает работать с первого дня образования независимого Казахстана. Пример. На вопрос: какие самые красивые здания в Рудном, дети отвечают: мечеть и храм. Спрашиваю: почему? Они отвечают: в них душа вложена. Что делает религиоведение? – Он работает с душой. А сегодня, к сожалению, этого весьма не хватает. Понимаю, что мир развивается, нужно накачивать детей и техническими знаниями, и информативными знаниями, но остается очень мало предметов, которые работают с душой ребенка, учат размышлять. Потому что человек знающий – это хорошо, а человек духовный – это очень хорошо.
Раньше был предмет обществознание, считаю, что его нельзя было снимать. Сегодня в школе дается только часть обществознания – предмет называется «Правоведение», он очень нужный, я его веду. Но это всего лишь часть. Мировоззрение детям ставит один предмет, признанный во всем мире, – обществознание. И очень бы хотела, чтобы обществознание в привычном, полноценном формате вернулось в наши школы.
Как учитель и как человек, рада, что в нашей стране праздничными днями были объявлены Курбан айт и Рождество – главные праздники двух основных конфессий, представленных в Казахстане. И приверженцы ислама и православия получили возможность обрядовую часть проводить не тайно, а вполне законно. И, думаю, что это в немалой степени и поддерживает межнациональное, межконфессиональное согласие в нашей стране на протяжении вот уже более 30 лет.
– Как учащиеся воспринимают религиоведение?
– В целом, детям это интересно. Во-первых, узнают новое. А во-вторых, данный раздел – безоценочный, без домашних заданий, что, конечно, располагает.
Я бы не сказала, что встречается много детей, которые говорят, что они религиозны. Но перед экзаменами очень хочется побежать и положить пятачок, кого-то попросить о хорошей отметке, вы знаете, ничего не меняется: и мы в свое время тоже в это верили.
Думаю, что ребята правильно отвечают на уроке: в самые трудные времена человек всегда обращался к религии. И в 1943 году вышло послабление для религиозных организаций. Вспомните обращение Иосифа Сталина 3 июня 1941 года, он обратился к народу со словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры». А мы знаем, что «братья и сёстры» – это обращение верующих. Он этими словами перетянул на свою сторону весь народ, почему война и получила название – отечественная.
– В первые годы после введения религиоведения в родительской среде было много дискуссий о необходимости данного предмета в школе. Какого мнения о религиоведении родители придерживаются сейчас?
– Что предполагает светскость? Мы не навязываем ни одну точку зрения, вести раздел «Светскость и основы религиоведения» должен человек не религиозный, то есть я не могу пригласить на урок служителя церкви или мечети, это запрещено. Если в семье – у родителей или детей – возникают какие-либо вопросы по данной теме, они могут прийти в мечеть или храм. В школе изучается история, особенности религий в плане культуры народа, культуры той земли, где они сохранились. А мы знаем, что Костанайская область, да и в целом Казахстан – это место, где построены не только мечети и храмы, но и синагоги, католические и протестантские места отправления культов.
Почему изначально введение религиоведения в школах вызывало настороженность у родителей? Было непонимание, мы и сами не знали, что и как будем преподавать. За всё время, что веду этот предмет, не сталкивалась ни с одним родителем, который бы выражал недовольство религиоведением.
– Совершенствованием учебника по религиоведению занимаются уже много лет. Как бы охарактеризовали нынешний учебник?
– Учебник нам, безусловно, помогает, но и в чем-то мешает. Почему? Убеждена, что учебный материал должен быть отобран, иногда семь-восемь листов отдается на одну тему, и за урок просто не успеваем это пройти, поэтому приходится выбирать главные моменты и сосредотачиваться на них. Если и переиздавать учебник, а об этом идет речь, то неплохо было бы авторам посоветоваться с учителями-практиками, которые скажут, какой материал интересен, насколько он интересен, чтобы не было дублирующих тем.
Я бы сделала учебник более доступным, ряд вопросов представлен настолько глубоко, с теологической точки зрения, что ребенок их не понимает, и учитель должен предварительно материал отобрать или подобрать его так, чтобы ребенку эти вещи были понятны.
Ставить раздел «Светскость и основы религиоведения» в конец четвертой четверти, на мой взгляд, неправильно, это поздно. Девятый класс – сложный, у ребят непростой возраст, они подвержены различным влияниям, им хочется изменить мир и желательно сегодня, а еще лучше вчера. Эта их настроенность требует нашего мягкого вмешательства, направления в нужное русло, объяснения. Чтобы ребенок сам понял: разрушить что-либо легко, но нужно уметь конструктивно выходить из ситуации, эффективно работать. А из истории мы знаем, что за свое существование религия пережила немало разрушений, и сегодня нужно сохранять духовное наследие – это часть культуры, лицо народа.
В учебник введен очень хороший аппарат терминов, мы обязательно с ними работаем. Речь подрастающего поколения надо улучшать.
Чем еще хорош учебник? Здесь неплохо разработаны задания трех уровней, они разноплановые, есть творческие, где нужно порассуждать, а не просто перекричать кого-то. Нужно, чтобы поработала душа и голова. Вначале разбираем тему, а потом только начинаем рассуждать. Потому что рассуждение без знаний бесплодно, а только знания без применения и рассуждения – малоэффективны. Приходится соединять эти области.
– Благодарю за беседу.
Елена ВОРОНИНА,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ