Выставка носит название «Цветы на подносе». Дело в том, что ее экспонатами являются различные подносы, которые сегодня хранятся в нашем музее
Вниманию посетителей представлены более двадцати подносов различных форм: круглые, овальные, квадратные, но их всех объединяет цветочный рисунок.
Особое место занимает жостовский поднос 1970 года выпуска, подаренный музею в 2006 году жительницей Рудного Н.Гурьяновой.
Поднос, привезенный из Киева в 1985 году Бибигуль Альмухамедовой, расписан художником А.Стерковой. На обороте имеется рукописная надпись художника.
Большой интерес у посетителей вызывает поднос, подаренный музею в 2020 году почетным дарителем, рудничанкой Р.Марченко, которая ежегодно пополняет фонды интересными экспонатами.
Расскажем немного об истории героев выставки.
Говорить о происхождении подноса довольно сложно, так как термин «поднос» появился не так давно. Возможно, поднос был изобретен еще пещерными людьми, ведь нашим предкам было сложно нести много предметов в руках. Чтобы упростить эту задачу, люди начали носить кухонную утварь и еду на листе из металла или деревянной доске. Впоследствии, совершенствуя первобытное изобретение, у подноса появились слегка загнутые кверху края, чтобы с него не соскользнула посуда.
В Хантерианском музее (Глазго, Шотландия) хранится черный глиняный поднос, датируемый седьмым-шестым столетием до нашей эры. Это самый старый поднос в мире из найденных.
История Жостова и жостовского промысла начала развиваться в начале ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташкове, Хлебникове и других возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но вскоре переключились на металлическую продукцию.
В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских, объединились в одну – «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 год) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта.
Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого («долгого») мазка. Мастера расписывают подносы от руки без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Борта подносов расписывают легким «золотым» орнаментом. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 градусов. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск.
► Выставка «Цветы на подносе» будет работать весь март. Загляните в музей! Вход свободный.
Подготовила Елена ВОРОНИНА,
газета «Рудненский рабочий»
фото предоставлено городским историко-краеведческим музеем