В Казахстане зарегистрировано 18 конфессий. Они представляют собой более 3800 религиозных объединений, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством нашей республики, в которой всем и каждому обеспечена свобода совести и свобода вероисповедания
Вместе с тем, существуют и псевдорелигиозные экстремистские и деструктивные религиозные объединения, которые разрушают основы общества. Как избежать участи быть завербованным в подобные организации, обсуждалось на встрече с членом областной информационно-разъяснительной группы по вопросам религии Диасом Дисюковым.
На мероприятие, оно прошло в городском акимате в минувшую пятницу, приглашены государственные служащие из различных сфер деятельности. Мероприятие организовано общественным объединением «СОЦИУМ & Я» в рамках реализации государственного социального заказа ГУ «Рудненский городской отдел внутренней политики» акимата города Рудного.
Встреча носила название: «Риторика деструктивных религиозных организаций». Казалось бы, какая связь между филологической дисциплиной, изучающей искусство речи, и деструктивными организациями?
– Риторика деструктивных организаций – это совокупность речевых приемов, направленных на вербовку новоприбывших и постоянных адептов религиозной организации, и убеждение людей в «истинности и правильности» предлагаемого учения. Другими словами, риторика в данном случае – это приемы, с помощью которых нас заставляют думать так, как необходимо думать в целях деструктивной религиозной организации, – пояснил Диас Дисюков.
Сегодня специалисты выделяют три типа вербовки в деструктивные религиозные организации: тет-а-тет (при личном общении), через религиозную литературу и через интернет.
– Если говорить о первом способе, то тут схема вербовки состоит из следующих действий: первое – выбор потенциального адепта, на втором этапе вербовщик разделяет с потенциальной жертвой все ее желания, идеи, мечты, на третьем этапе вербовщик становится лучшим другом потенциального адепта, а на четвертом –приводит его в организацию. От момента, как вербовщик выбрал жертву, до того, когда приводит ее в организацию, может пройти разное время, в зависимости от устойчивости человека, от навыков вербовщика и так далее, от недели до года, а то и нескольких лет. И в том, и в другом случае человек оказывается вовлеченным в деструктивную организацию, – рассказал Диас Дисюков.
Самый опасный и самый распространенный способ вербовки – через интернет, ведь сегодня социальными сетями и мессенджерами пользуется едва ли не каждый из нас.
– В социальные сети выкладывается столько личной информации, сколько порой не почерпнуть, будучи близко знакомым с человеком на протяжении долгого времени. И вербовщики изучают социальные сети с целью вовлечения в свои ряды новых адептов, – отметил Диас Дисюков.
Касаясь темы экстремизма и терроризма, Диас Дисюков акцентировал внимание на отличии этих терминов: экстремизм – это приверженность человека к крайним взглядам и идеологии, а терроризм – это идеология применения насилия для достижения целей.
– Прошу вас не путать терроризм и религиозный терроризм, экстремизм и религиозный экстремизм. Потому что религиозная составляющая этих понятий очень мала, не весь мировой терроризм строится на религиозном терроризме, –заметил Диас Дисюков.
Заключительным моментом встречи стало обсуждение того, как не допустить, чтобы ваш близкий человек оказался втянут в деструктивную организацию.
– Разговаривайте с близкими и родными, демонстрируйте любовь вашему окружению. Понимаю, это звучит крамольно, словно кто-то из нас не любит своих родных. Психологи утверждают: человек, который не чувствует себя нужным среди родных людей, автоматически стремится их покинуть и прийти к тем, кто его будет любить, уважать, нуждаться в нём, – добавил Диас Дисюков.
И уж конечно, не стоит посещать сомнительные кружки, тренинги и прочее. Ведь немало деструктивных организаций ведут вербовочную деятельность, прикрываясь нерелигиозными мотивами, – изучением языка, занятиями спортом и так далее.
Елена ВОРОНИНА,
газета «Рудненский рабочий»
фото Марка ТИХОМОЛОВА