Активное внимание эконаправлению уделяют учащиеся школы №3

С этого учебного года воспитательная работа во всех организациях образования, включая частные, строится на основе единой программы «Адал азамат». Это логичное продолжение ранее действовавшей программы «Біртұтас тәрбие», но с обновленным содержанием, соответствующим идеологической концепции главы государства «АдалАзамат – Адал еңбек – Адал табыс».
Главная цель – воспитать честного и трудолюбивого гражданина. Система воспитания строится на общенациональных ценностях и усиливает партнерство школы, родителей и общества.
– В рамках проекта «Адал азамат» по воспитательной работе в нашей школе в 2023 был открыт экологический кружок, направленный на формирование экологической культуры у учащихся, – рассказала заместитель директора по воспитательной работе Сабина Нусанбаева. – Дети с энтузиазмом посещают экокружок. А недавно мы связались с общественным объединением «Поколение KZ». Геннадий Ипатов нас сразу поддержал, приехал, привез саженцы. И учащиеся вместе с ним высадили черноплодную рябину на территории школы. Думаю, что мы и дальше будем сотрудничать с ОО «Поколение KZ».
Участвовать в экологическом кружке могут все школьники, но в основном участвуют дети из среднего звена. В данный момент это 15 ребят из седьмого и восьмого классов. Занятия кружка проводятся между сменами, так как дети восьмого класса обучаются в первую смену, а седьмого класса – во вторую смену. Занятия проходят четыре раза в неделю, и длятся 40 минут.
–У нас есть теоретическая форма и практическая форма обучения, – отметила руководитель экокружка школы №3 Екатерина Дуркина. – Например, сегодня изучаем в теории какую-либо проблему. А потом проводим практическую форму. Изучить вопрос утилизации отходов предложили ребята. Очень много идей поступало насчет проведения эковыставок в школе. Недавно, ко Дню Республики, проходила экологическая выставка, участие в которой приняли все ученики нашей школы, представив больше 100 работ. Целью выставки было создать поделку именно из вторичных материалов. Давая вторую жизнь отходам, мы продвигаем экологическое движение. Недавно у нас стартовал проект по утилизации отходов. Создали контейнеры для сбора макулатуры, батареек и пластиковых крышек. После сбора материалов вывезем всё на утилизацию.
Также в кружке занимаются высадкой деревьев. Участвуют ученики восьмого, девятого и десятого классов.
– В сотрудничестве с ОО «Поколение KZ» высадили аронию (черноплодная рябина). Сейчас деревья находятся в спящем режиме, мы их пока не будем тревожить. А весной, когда снег растает, будем за ними активно ухаживать. Особого ухода они не требуют. В первое время им нужен будет только полив. И сразу начнут цвести. У нас это уже третий опыт по посадке деревьев и кустарников. На территории школы очень много растений, которые мы высаживали весной этого года в рамках акции «Таза Қазақстан», – рассказала Екатерина Дуркина.
Общественное объединение «Поколение KZ» выделило семь кустов аронии для облагораживания школьной территории.
– Из школы №3 обратились, и мы оперативно нашли ресурсы для того, чтобы помочь. Арония, известная многим как черноплодная рябина, крайне устойчивая к засухе и к морозам, к низкому качеству почвы культура. Она прекрасно цветет, замечательно себя зарекомендовала в наших широтах, и будет радовать школьников, несмотря на тяжелые условия – здесь местами встречается глина, песок. Растения высажены по всей технологии, когда уже уснули, ушли в зиму. Поэтому весной зацветут без проблем. Территория школы №3 достаточно хорошо озеленена, поэтому мы нашли лишь небольшой участок, где можно было досадить кустарник. Учащиеся школы принимали участие в нескольких наших мероприятий. Мы со всеми школами города дружим. Главный принцип, который мы продвигаем: экология – это экономика. И сегодня, побывав на уроке физике в школе №3, мы увидели, как старшеклассники познают азы вторичного использования материалов, именно в экономическом смысле. Делать полезные вещи, которые могут конвертироваться, имея экономический эффект, – это круто. Каждая школа ведет самостоятельную политику в экологическом плане. Мы открыты для сотрудничества. В этом году принимали в нашем питомнике школьников на экскурсии более чем из десяти школ. Благодаря поддержке отдела по охране окружающей среды АО «ССГПО» у нас есть ресурсы для того, чтобы оперативно откликаться на любые экологические инициативы, если они действительно несут пользу. Уже начали принимать заявки на экскурсии в весенний период. Работа выстроена через городской отдел образования. У нас разработан цикл практических занятий для детей, чтобы они лично могли прикоснуться к созданию новых растений, – подчеркнул проектный менеджер ОО «Поколение KZ» Геннадий Ипатов.
Рассказывая о старшеклассниках, Геннадий Ипатов имел в виду учащихся, которые посещают элективный курс учителя физики Сауле Умашевой. Ее ученики представили экологические проекты из вторичного сырья. Сауле Темирхановна в школе №3 работает четвертый год. И спустя год трудовой деятельности внедрила здесь исследовательскую деятельность на элективном курсе.
– Учащиеся нашей школы активно интересуются проектами. На элективном курсе выполняют проекты своими руками. Это мотивирует детей на дальнейшее обучение в вузах и развивает их инженерное мышление, – рассказывает Сауле Умашева. – Элективный курс – это дополнительное занятие, которое проводится два раза в неделю после всех уроков. Элективный курс посещают учащиеся с девятого по одиннадцатый класс. Дети по желанию приходят на данные занятия. В основном те, кто планирует поступать в технические вузы. Мы занимаемся, решаем задачи, проводим опыты, из подручных материалов создаем экологические проекты, направленные на исследовательскую деятельность. Из подручных материалов наши учащиеся делают такие макеты, которые в жизни смогут пригодиться, и они их используют.
На создание проектов уходит разное количество времени. От нескольких дней до нескольких месяцев. В конце каждой четверти школьники защищают свои проекты.
Ученик 9 «Г» класса школы №3 Евгений Фролов продемонстрировал корабль и самолет, преобразующий электрическую энергию в механическую. Работа заняла примерно три месяца.
– С детства увлекаюсь подобными вещами, – рассказывает Евгений. – И, создавая их, просто хотелось воплотить задумку в реальность. В будущем думаю выбрать специальность, связанную с техникой, строительством. Самое сложное было реализовать на практике работу механизмов. Конечно, не все получилось с первой попытки, приходилось обращаться к справочникам и другим открытым источникам.
У многих школьников, кто вникает в вопросы экологии, возникает интерес к профессиям, связанным с природой, охраной окружающей среды, устойчивым развитием. В мире, где экологические вопросы становятся все более актуальными, экологическая грамотность становится важным элементом общей культуры и успешной адаптации.
Дети учатся видеть, как всё в природе взаимосвязано, и как действия человека влияют на окружающую среду. Формируется уважение и любовь к природе, понимание ее ценности не только для человека, но и как самодостаточной системы. Развивается осознанное отношение к потреблению, отходам, природным ресурсам.
Дети учатся сокращать потребление, повторно использовать вещи, сортировать мусор, что снижает нагрузку на природу. Знание основ экологии позволяет принимать более информированные решения в жизни, касающиеся здоровья, быта, выбора товаров. Понимание последствий загрязнения и разрушения природы помогает в будущем избежать усугубления этих проблем.
Участие в школьных проектах (посадка деревьев, сбор макулатуры, акции по уборке территории) дает практический опыт и чувство причастности. Воспитывается чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
В целом, экологическое воспитание в школах – это инвестиция в будущее. Это формирование людей, которые не просто живут в гармонии с природой, но и активно работают над ее сохранением и восстановлением для будущих поколений. Оно закладывает фундамент для устойчивого развития общества.
