Об академическом лидерстве в сфере подготовки технических кадров
Современное поколение должно быть готово к многовариантному профессиональному сценарию, к тому, что придется менять несколько профессий, отраслей и компаний, то есть учиться в течение всей жизни, осваивать новые навыки и получать новые компетенции, а порой и начинать карьерный путь с нуля.
В этом убеждена проректор по академическим вопросам Рудненского индустриального университета*, кандидат экономических наук Лариса Божко.
– Лариса Леонидовна, что можно отнести к мировым трендам в развитии современного рынка труда?
– По оценкам экспертов, к 2030 году примерно 50 процентов всех существующих в мире рабочих мест (всего около двух миллиардов) будут относиться к устаревшим по техническим соображениям, а также 20-30 процентов от общего числа ныне существующих профессий либо значительно изменятся, либо вовсе устареют в результате внедрения инновационных технологий. В связи с этим транспрофессионализм – способность выйти за пределы своей, изначально выбранной и полученной в учебном заведении профессии – приобретает особую актуальность и норму жизни, являясь ключевым трендом реальности, где всё меньше будет стабильных профессий, притом, что значительно вырастет потребность в исполнении ситуативных ролей и реализации новых сценариев выполнения работы. Таким образом, можно говорить о необходимости появления и внедрения транспрофессионализма, как способности и наиболее успешной стратегии в сфере карьеры и дальнейшего освоения мира современных профессий.
– На ваш взгляд, каким образом должны быть приоритезированы основные направления подготовки технических кадров?
– В процессе разработки Программы развития Рудненского индустриального университета до 2029 года мы выделили основные направления актуализации подготовки инженерных кадров. Среди которых необходимо выделить: цифровизацию и искусственный интеллект, новые материалы, системную инженерию, новые управленческие практики, а также сквозные компетенции (предпринимательские компетенции – «классическое» и корпоративное предпринимательство, технологическое предпринимательство). Делаем ставку на профессиональное обучение мышлению. Очень важно обеспечить освоение обучающимися универсальных компетенций, которые позволят работать как в области теоретического познания, так и в области практической инженерной, либо технологической или производственной деятельности, и даже одновременно в указанных областях. Необходимо развивать мышление студентов за счет взаимодействия с искусственным интеллектом и получения навыков разнообразной деятельности.
– Рудненский индустриальный университет достаточно активно сотрудничает с промышленными предприятиями города и региона, в частности, с АО «ССГПО». Как в дальнейшем планируете выстраивать работу с корпоративными партнерами?
– Несомненно, и в дальнейшем продолжим сотрудничество с нашими корпоративными партнерами. Но уже сделаем ставку на разработку механизмов интеграции вузовского образования и корпоративных университетов, создаваемых в настоящее время на базе крупных предприятий, в том числе АО «ССГПО». Более интенсивно будем вовлекать работодателей в разработку и реализацию образовательных программ в форматах дуального образования, проектного обучения, совместных образовательных программ. Открывать новые образовательные программы с целью опережающей подготовки кадров для прорывных проектов, реализуемых предприятиями региона. Например, в настоящее время со специалистами АО «ССГПО» обсуждаем вопросы кадрового обеспечения завода по производству горячебрикетированного железа (перспективного проекта данного предприятия).
– Какова роль международного сотрудничества в развитии технического образования?
– В складывающихся условиях не очень благоприятной мировой конъюнктуры необходимо интенсивнее развивать международное сотрудничество по линии науки и образования. Очевидно, что достижение высоких результатов и академического лидерства предполагает использование наиболее передовых достижений в сфере внедрения образовательных программ. Наш вуз активно развивает международные партнерские образовательные и научные связи с университетами Германии, Болгарии, Чехии, Польши, России, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Австралии, Греции, Киргизии, Украины, Италии, Словакии и других стран. У нас есть положительный опыт реализации программ «двойных дипломов» с Уральским федеральным университетом (Россия). В настоящее время активно сотрудничаем по данному вопросу с Техническим университетом Фрайбергская горная академия (Германия). Совместно с компанией КНАУФ и Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) реализуем инновационную образовательную программу «Технология энергоэффективных строительных процессов и материалов». Наши обучающиеся в рамках программы внешней академической мобильности проходят обучение в вузах Европы (горно-геологический университет «Св. Иван Рильский» (Болгария), Рижский технический университет, (Латвия)), стажируются в Фрайбергской горной академии в рамках проекта Эразмус+.
*На основании приказа Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан от 7 ноября 2023 года НАО «Рудненский индустриальный институт» переименован в НАО «Рудненский индустриальный университет».
Евгения ДМИТРИЕВА,
фото из личного архива Ларисы БОЖКО