Земля – наш дом!

В Качарской школе №1 более 10 лет активно обучают заботе об окружающей среде

Начиная с 2020 года, в казахстанских школах введена Концепция экологического образования, включающая в себя внедрение экологических предметов в содержание школьных предметов.

– Экологическое воспитание школьников – одно из важных направлений современного образования, – рассказывает директор Качарской общеобразовательной школы №1 Снежана Анацкая. – Последнее время возросло внимание к вопросам устойчивого развития окружающей среды. Наверное, это и повлекло за собой то, что экологические темы сейчас включены в учебные программы предметов. Главной задачей нашей школы является формирование экологической культуры и ответственное отношение к природе. У нас экологическое воспитание строится в различных направлениях. Прежде всего – это интеграция экологических тем в учебные предметы, такие, как биология, география, химия и даже история. Уже несколько лет в школе внедрен обязательный вариативный курс – это глобальные компетенции, одним из разделов которого как раз является экологическое воспитание. Это позволяет нашим школьникам лучше понять взаимосвязи природы и деятельность человека. Кроме того, в школе активно действует научное общество учащихся «Жұлдызай», где дети занимаются исследовательской работой в экологическом направлении. Учителя на своих уроках используют современные информационно-коммуникационные технологии с использованием интерактивных карт и мобильных приложений.

Одним из таких преподавателей является учитель географии Ботакоз Ускина. На уроках она использует мобильные приложения, которые позволяют учащимся проследить состояние окружающей среды, как всей страны, так и нашего региона. Это не только повышает познавательный интерес, но и, конечно же, приучает их нести ответственность за окружающую среду.

С сентября этого года начал функционировать новый экологический кружок – «Поколение ЭКО». Занятия проводятся два раза в неделю, во вторник и четверг, во неурочное время. Участвуют школьники с седьмого по одиннадцатый классы. При желании могут посещать с пятого класса. Уже провели ряд мероприятий, таких, как «Сдай батарейку», работу агитбригады, активно участвовали в игре квиз, проводимой на ежегодной основе.

– Агитбригаде учили еще в младшей школе, но активное участие начала принимать с девятого класса, когда у меня появился предмет Ботакоз Сериковны, – сообщила Полина Догадина, ученица 11 «Б» класса. – Она нас постоянно приобщала к каким-то акциям. Например, «Таза Қазақстан». Участвуем в субботниках, экологических квизах. Недавний квиз был в октябре. Мы заняли третье место, вышли в финал. Нам подарили саженцы, будем их весной высаживать на территории школы. Проблема экологии сейчас актуальна, окружающая среда загрязнена. Один человек ничего не решит. Важен вклад каждого. Пусть даже помаленьку, но только так мы сохраним экологию, богатство нашей страны. После того, как я ознакомилась с информацией о раздельном сборе мусора, рассказала об этом родителям, и теперь дома мы сортируем мусор на опасный и безопасный. После чего его правильно утилизируем. Например, у нас в школе недавно проходил сбор батареек. Мы отвезли их в Рудный, сдав в специальное учреждение.

На ежегодной основе в Качарской школе №1 проводится сбор макулатуры. Самый активный класс на торжественной линейке награждается грамотой. К процессу с интересом подключаются родители. Дети приносят из дома ненужные газеты, журналы. А на кружке «Поколение ЭКО» из этой бумаги можно еще и что-то изготовить. Там же разрабатываются дидактические игры для младших школьников.

– Ребята из вторичного сырья создают для младшего звена обучающие игры своими руками, – сообщила учитель географии Ботакоз Ускина. – Одна из таких игр – создание Красной книги, во время которой ребята узнают, какие есть заповедники, какие растения и животные находятся на грани исчезновения. Из бумаги выполняют различные виды поделок, участвуют в конкурсах, занимают лидирующие места. Старшее звено активно участвует в эко-квизе, проводимом АО «ССГПО». Планируем проводить с ребятами фото-инсталляции, выезд в санэпидемстанцию, где они будут изучать загрязнение окружающей среды, почвы. Планируем провести профориентационную работу, связанную с экологией, посетив Рудненский индустриальный университет, чтобы они узнали, чем занимаются экологи, зачем они нужны. На территории школы активно высаживаются саженцы. Планируется закуп теплицы для школы.

Цель кружка «Поколение ЭКО» – не только ознакомление с экологическими проблемами нашей страны, но и информирование общественности по вопросам экологических проблем нашего региона. В рамках проектной деятельности учащиеся школы дают вторую жизнь старым вещам, создавая из газет и журналов жидкие обои, из полиэтилена различные коврики и скакалки.

В составе агитбригады ученики часто выходят в различные классы, чтобы осветить проблемы экологии, рассказать, каким образом их можно решить.

– Еще с младших классов нас обучают раздельному сбору мусора, – рассказал Максим Долгополов, учащийся 11 «Б» класса. – В агитбригаде занимаемся сбором мусора, посадкой саженцев. Летом на территории школы мы посадили разные растения, ухаживали за ними. Но не только на территории школы. Лично я высаживал елки в нашем поселке. Считаю, что у нас в этом году стало намного чище в плане экологии. Мы собрали мусор, который был на различных территориях. Какой-то мусор использовался вторично для изготовления поделок. Когда с агитбригадой приходим в младшие классы, стараемся всё рассказать простыми словами, чтобы было понятно каждому. Проводим различные игры, объясняя в игровой форме, в какие баки какой мусор нужно выкидывать. Что важно заботиться об окружающей среде. Элементарно не мусорить на улице.

Много лет в школе действовал экологический кружок, где ребята со своим преподавателем занимались посадкой семян, выращиванием растений и облагораживанием цветников. Руководил кружком учитель химии и биологии Алёна Кононцева. Сейчас эти обязанности перешли в кружок «Поколение ЭКО», но Алёна Валерьевна готова всячески и дальше развивать это дело:

– Экологическое воспитание в нашей школе мы интегрируем в учебный процесс через моделирование, кружковую работу и исследовательские проекты, – сообщила Алёна Кононцева. – Мы поощряем наших детей участвовать в исследовательских проектах. Очень много работ занимали призовые места не только в области, но и в республике. В течение десяти лет продолжается работа на пришкольном участке. По собственному желанию дети создают группы, озеленяют нашу школу, тем самым мы их привлекаем не только к экологической культуре, но и к труду. Осенью собираем нами выращенные семена. У нас есть банк семян, где храним семена, имеющие хорошую лёжкость. Но есть много сортов гибридной петуньи, которая цветет и не дает семена. Такие семена закупаем в садоводческих магазинах. Но, например, портулак сами собираем, храним и высаживаем рассадой вместе с учениками.

– Решение экологических задач требует комплексного подхода, – утверждает директор Качарской школы №1 Снежана Анацкая. – Ознакомление только с теорией не даст результатов. Поэтому теоретическая образовательная программа должна сочетаться с практическими методами. В младших звеньях проходят классные часы и внеклассные мероприятия по экологическому воспитанию, дети участвуют в посадке семян, ухаживают за растениями, поливают, полют. Активно приучаем их к охране окружающей среды. Последние два года стали выводить наших учеников на субботники, где они вместе со своими преподавателями, техперсоналом ухаживают за территорией школы, участвуют в очистке территории, озеленении. И родители поддерживают такой подход.

Практическое внедрение и развитие навыков экологической культуры происходят во время классных часов, различных акций. Одна из полюбившихся у школьников ежегодных акций – «Посади дерево». Большинство деревьев на территории школы высажены выпускниками. За школой сейчас растут два стройных ряда пирамидальных тополей, высаженных семь лет назад в рамках работы пришкольного участка.

В этом году учащиеся Качарской школы №1 активно участвовали в экологической акции «Таза Қазақстан». А в течение всего летнего периода 75 ребят участвовали в работе молодежного трудового отряда по озеленению не только территории школы, но и всего поселка. Участвовали в очистке территорий, ухаживали за цветами. Как и при трудоустройстве, им необходимо было пройти медицинскую комиссию, собрать документы и заручиться согласием родителей. После чего в течение всего лета активно трудились, получая за это честно заработанные деньги. Конечно, изначально им было трудно, потому что это был полноценный рабочий день. Но они ответственно отнеслись к этой работе.

Кто-то, получив свои первые деньги, потратил их на велосипед, кто-то на новенькую пару обуви или гаджет, а кто-то отложил на большую покупку. Замечательно, что у молодежи есть такая возможность. Потому что так они показывают не только своё отношение к окружающей среде, но и ответственное отношение к своим обязанностям.

 

Иван ЛЕЩЁВ,

фото Султана СЕРТАЕВА