Наталья Данилевская – человек, который воплощает в себе и лирика, и физика

Творческая жизнь Натальи Данилевской, а она длится уже более 45 лет, началась с детства. По-другому, наверное, и быть не могло: выросла в музыкальной семье, родители и родственники играли на баяне, а она с малых лет играла на фортепиано. Так что культуру в самом широком смысле этого слова наша собеседница, что называется, впитала с молоком матери.

И именно мама сыграла определяющую роль в выборе будущей профессии Натальи Данилевской. Поступила она в наш педколледж на музыкальное отделение. Почему не пошла сразу в музыкальное училище – этот вопрос остается для нее открытым до сих пор. Продолжая работать с музыкой, окончила колледж, и перешла в сферу культуры, окончила институт культуры и до сих пор повышает свой уровень. Предела совершенству нет, считает Наталья Данилевская.

Она с теплотой вспоминает, как, учась в колледже, занималась в хоровом коллективе «Лира» у Василия Павловича Шпака. Это был легендарный ансамбль, старожилы Рудного помнят его. В то время конкурировали два учреждения культуры первой категории – Дворец культуры «Горняк» и ДК «Строитель».

– Постоянные конкурсы, состязания, они давали толчок, движение, и желание быть лучшими, – говорит Наталья Владимировна.

По основной специальности она педагог, Челябинский институт культуры (отделение хорового дирижирования) окончила, чтобы расширить спектр своей деятельности, поскольку тогда не было педагогических учебных заведений с музыкальным направлением, были только консерватории. Но консерватория была для нее слишком далеко, выбрала институт культуры в Челябинске.

– Я как была педагогом, так и продолжаю им оставаться. Работаю в школе №11 учителем музыки и учителем информатики. Как это сочетается? А идет от того, что в 90-е годы музыка была никому не нужна, пошло сокращение часов. И выжить на такую зарплату было нереально. С этим согласятся все музыканты, все культработники. Моя коллега посоветовала выбрать более популярное педагогическое направление – и я окончила второй институт, получила специальность, связанную с информатикой. Это веяние времени, компьютеры сейчас везде и всюду, владеть этими навыками – необходимость, – рассказывает собеседница.

А с 2021 года открылся новый виток в ее творческой жизни – она стала руководителем народного хора украинской песни «Мрия», который существует в Рудном почти 30 лет. Это очень непросто – возглавлять сложившийся коллектив после того, как не стало его основателя, аккомпаниатора и идейного вдохновителя Раисы Гордиенко.

– «Мрия» – это работа по душе, по совместительству, расширяю свое творчество здесь. И нельзя сказать, что мне чужда эта сфера. В области культуры города работаю с 2012 года, изначально была руководителем ансамбля «Рябинушка». Поэтому знала всех самодеятельных артистов и работников культуры Рудного. Конечно, с содроганием сердца услышала, что нас покинула Раиса Федоровна. Когда поступило предложение стать руководителем народного хора «Мрия» – это было не страшно, не ново, но понимала, что Раиса Федоровна – музыкант, инструменталист, а я не могу работать как инструменталист с народными коллективами. Поэтому в пару ко мне нужен был музыкант, который бы мог играть на инструменте. И сразу было решено, что вместе со мной с хором «Мрия» будет работать Владимир Лущ, который аккомпанирует многим нашим народным коллективам. Моя задача – организовывать хор и концерты, поддерживать дружескую атмосферу, находить точки соприкосновения с участниками, ведь все они – люди взрослые, со своими характерами. А Владимир Иванович отвечает за музыкальную часть, – говорит Наталья Данилевская.

Интересуемся: ставит ли она перед собой задачу привнести в народный хор «Мрия» что-то новое?

– Повторюсь, коллектив у нас довольно-таки взрослый, и участникам больше нравится петь те песни, которые у них на слуху. Браться за что-то новое в таком возрасте очень трудно. Конечно, дополняем репертуар, концерты проходят всё время. Когда пришла в коллектив, «мрийцы» были более зажатые, сейчас они гораздо проще входят в песенный жанр, лучше раскрывают композицию, характер песни, они более живые, нежели это было два года назад. Не знаю, что больше на них повлияло: время адаптации, или это связано с приходом меня и Владимира Луща. Репертуар «Мрии» расширяется, становится более профессиональный – в этом заслуга Владимира Ивановича, он мэтр в своем деле. Пытаемся поднять уровень хора: с двухголосия переходим на трёхголосие, четырёхголосие, то, чего раньше у них не было. Наша задача – сохранить традиции, сохранить коллектив, и желательно, чтобы в нём были еще мужчины, пока с ними проблема, их очень не хватает, а между тем, когда присутствует мужская партия в хоре – это впечатляет, – ответила Наталья Данилевская.

На орбите культуры Рудного она более десяти лет, и за эти годы немало воды утекло, появились новые артисты, коллективы, творческие направления. Мы спросили Наталью Данилевскую, как бы она оценила сегодняшний уровень культуры в городе горняков?

– Уровень культуры очень повысился. Смотрю на молодых руководителей учреждений культуры, и поражаюсь им, восхищаюсь ими, честное слово. Когда работала в поселке «Горняцкий», возглавляя ансамбль «Рябинушка», была немного в стороне, а когда пришла в Центр досуга «Орбита», увидела, с какими открытыми душами, светлыми сердцами там работают люди. Когда поближе с ними познакомилась, удивилась тому, что многие чувства в себе перекрываю: я не слишком откровенничаю, у них всё иначе. А уж если предстоит командная работа – подготовка к городскому мероприятию – все друг друга поддерживают, сплачиваются, и делают такие шикарные концерты, организуют такие коллаборации, что смотришь и думаешь: это уровень гораздо выше городского, – отвечает собеседница.

Подняла Наталья Данилевская и проблему:

– Мне кажется, сейчас в народные коллективы люди идут очень плохо. Современность ушла в компьютеры, смартфоны, им там интереснее. Но это не их беда, это беда предыдущего поколения. Люди стали разобщённее. Культура же призвана и старается их собрать, организовать, приблизить. Не знаю, как с этим бороться, это проблема времени – для людей уже не представляет ценности быть частью самодеятельного, народного коллектива. Будучи школьным учителем, постоянно нахожусь среди детей, и нередко наблюдаю, что некоторые из них вообще не умеют общаться друг с другом. И таких немало. Конечно, немало и талантливых детей, но они боятся раскрыть свои способности, показать себя, у них очень много комплексов, им страшно выйти из своей скорлупы.

Достаточно ли в сфере культуры Рудного представителей молодого поколения – и работников культуры, и артистов?

– Возрастные коллективы идут по своему плану, их участникам важно не оставаться наедине с собой, они не хотят скучать. К тому же, они привыкли жить в коммуне, вместе с единомышленниками. Смотрю на молодежь, и убеждаюсь в очередной раз: всё идёт от семьи, от родителей. Именно родители приводят их в кружки, спортивные секции, и если дети не наблюдаемые, не контролируемые, они долго там не продержатся, как их ни развлекай. Нужен контроль со стороны семьи. Раньше, помню, куда мы только ни ходили – и в театральный кружок, и на вышивание, и в ДК – и всё успевали, еще и не одну школу оканчивали. Сейчас, пусть не кидают в меня камни, нагрузка в школе не очень большая, я же знаю образовательную программу, так вот программа не трудная, если к ней подходить с умом – слушать учителя на уроке, дома закреплять. Поэтому не согласна с тем, что у педагогов сегодня слишком большие требования. Повторюсь, многие дети у нас просто не контролируемые. Понимаю, что саморазвитие, самовыражение – это хорошо, но оно дошло до того, что у нас каждый сам за себя, коллективизма не получается, – поделилась соображениями Наталья Данилевская.

Собеседница не отторгает современные тренды, наоборот, старается быть на одной волне с теми, кому преподает музыку и информатику. Еще один штрих к портрету Натальи Данилевской – она снимает видео в Tik-Tok.

– Одно время была ведущей мероприятий, не скажу, что навсегда забросила это дело, ездила на мастер-классы, и до сих пор состою в международном клубе девушек-ведущих. Оттуда узнала про платформу Zoom, и когда во время пандемии школы перешли на дистанционное обучение, уже была в курсе, как работать в таком формате. Поскольку я еще и учитель информатики, очень интересно было узнать алгоритм социальных сетей. Посмотрела, вникла. Tik-Tok изначально не дает того наслаждения, которое ты открываешь уже после, когда основательно освоишь его, там можно найти много плохого, но и не меньше хорошего. Это зависит от цели, с какой ты пришел. Недавно пришло положение, что педагоги должны участвовать в конкурсе по продвижению своей профессиональной деятельности в социальных сетях – Инстаграм, Tik-Tok. Тем, кому они чужды, это будет в новинку. Сейчас мне некогда заниматься своим аккаунтом в Tik-Tok, а я считаю, что любой контент должен быть качественным, даже простое видео – челлендж или тренд – с ходу не снимешь: надо знать, на какую точку встать, откуда подать свет, какие движения использовать и так далее. Пока не решила, в какой сфере – в музыке или информатике – буду развивать свой Tik-Tok, – с улыбкой рассказывает Наталья Данилевская.

У Натальи Данилевской был в жизни период, когда творчество ушло на второй план, обстоятельства вынудили.

– Во время перестройки культура осталась никому не нужная. И тогда, наряду с музыкальным образованием, в моей жизни возник бизнес, который был как дополнительный доход. Было время, когда мы и челночниками были, и на базаре стояли. Культработников аннулировали как социальную прослойку. Но мы выжили. Это необъяснимое чувство – творчество, его невозможно искоренить в себе, его невозможно убить, без него очень скучно и очень противно жить, в любой сфере, – говорит Наталья Данилевская.

Вера Куртвапова, староста народного хора украинской песни «Мрия»:

– В 1994 году Раиса Гордиенко с любовью и, не теряя памяти об Украине, создала в Рудном украинский хор «Мрия». Он жил при ней почти 27 лет. 27-ю годовщину мы встретили без нее, ковид ее унес. Коллектив около двух месяцев был не определен, нас приглашали в другие хоры. И я так благодарна своему коллективу за то, что никто не качнулся, просто все ждали, что же с нами будет.

И вот 21 ноября 2021 года нам представили наших новых руководителей – известного Владимира Луща и Наталью Данилевскую. Конечно, была настороженность, Владимира Ивановича более-менее знали, Наталью Владимировну видели с другим хором. Но мы смогли помочь друг другу, и коллектив принял новых руководителей с уважением и благодарностью. Мы не растеряли свою публику, по-прежнему собираем большие коллективы зрителей, к нам приходят новые участники – это заслуга нынешнего руководства. Нам хотелось бы выступать еще длительное время, чтобы жила память о Раисе Федоровне, чтобы «Мрия» была жива.

Елена ВОРОНИНА,

фото Виталия ГОРТ