«Учитель должен быть, в первую очередь, инициативным»

Вячеслав Журавлев – о педагогическом призвании, молодых кадрах, проблемах в образовании и о будущем гимназии №2

По первому образованию он машинист электровоза, и сегодня, работая в педагогике более 20 лет, рад, что нашел себя именно здесь, а не на производстве. С 2012 года Вячеслав Журавлев руководит одной из старейших и сильнейших школ Рудного – гимназией №2, которую сам и окончил.

Наш разговор с Вячеславом Журавлевым состоялся накануне профессионального праздника – Дня учителя, который с этого года будет отмечаться в Казахстане 5 октября, как и Международный день учителя.

– Вячеслав Викторович, почему выбрали педагогическую профессию, и как давно в этой сфере?

– После школы окончил техническое училище, по первому образованию я машинист электровоза, а затем поступил в Рудненский социально-гуманитарный колледж. И вот во время учебы, когда встретился с такими преподавателями, как Банзен Ирина Егоровна, Гиззатуллин Ильдар Габдрахманович, с того момента, когда, как лучший студент, был отправлен в международный детский центр «Артек», решил, что педагогика – это мое, и стал учителем. В 2000 году окончил колледж, и с тех пор работаю в школе. Сначала учителем английского языка, затем – заместителем директора по воспитательной работе, директором школы-лицея №4, после переведен директором в гимназию №2.

– На протяжении 11 лет руководите одной из сильнейших школ Рудного. Была ли цель стать директором?

– Когда начал работать учителем, появилась цель добиться карьерного роста. Восемь лет проработал заместителем директора, потом подумал: почему бы не стать директором? И так получилось, что являюсь директором школы, в которой сам учился с первого по 11 классы.

– Это накладывает какой-то отпечаток на вашу деятельность?

– Когда только пришел в качестве директора, конечно, сильно переживал. Потому что в школе работало достаточное количество учителей, которые учили меня. Переживал, но справился. И люди, которые когда-то учили меня, были моими наставниками.

– Расскажите о своем коллективе. Как стараетесь выстраивать отношения?

– Придерживаюсь демократического стиля руководства. Считаю, что авторитарный стиль не подходит для управления, он не развивает людей, не развивает коллектив. А у педагогов должна быть мотивация к росту. В коллективе складываются очень хорошие отношения, и с администрацией, и с педагогами. Коллектив высокопрофессиональный, на сегодня у нас 23 педагога, которые имеют категорию «исследователь» и «мастер», в школе работают девять магистров, один кандидат педагогических наук. Есть и молодые специалисты, и опытные. У всех учусь чему-то новому.

– Наблюдается ли дефицит педагогов?

– Испытываем дефицит педагогических кадров по предметам естественно-математического направления. Большая проблема – это учителя математики. Несколько лет в школе существует STEM-лаборатория, где учащиеся могут заниматься робототехникой, конструированием, программированием, но, к сожалению, у нее нет постоянного руководителя. А в последнее время появилась проблема и с заместителями директора: они уходят в учителя из-за более высокой оплаты.

– Раз уж заговорили о заработной плате. Действительно ли сегодня директор школы может получать меньше, чем, скажем учитель со стажем?

– На сегодня ставки администрации и учителей примерно одинаковые. Но у педагогов есть доплата за квалификационную категорию. И у администрации есть доплата за категорию, то есть руководители могут проходить аттестацию. Ответственность, большой объем работы становятся причинами того, что некоторые педагоги не справляются и с руководящей должности уходят в учителя.

– Достаточно ли в гимназии молодых педагогов?

– Не могу сказать, что сейчас молодежь не идет работать в школу. Но нередкий случай, когда, проработав два-три года, молодые специалисты уходят из школы. Думаю, нужно выявлять причины этого, и устранять их. У нас в школе 22 педагога – это молодые специалисты, которым до 35 лет. Считаю, что на 58 человек коллектива это хороший показатель. Конечно, здорово, когда в школу приходят профессионалы, опытные учителя. Но они же тоже когда-то были молодыми специалистами. Поэтому не боимся брать молодых педагогов, и они к нам приходят, большинство задерживаются.

– А что движет теми, кто не задерживается в школе?

– Основная причина – люди случайно попали в профессию, выбрали неподходящую, не подразумевали, что в школе придется много работать с детьми, с людьми.

– Каким должен быть современный учитель?

– Меняются времена, меняется образование, и, естественно, должен меняться учитель. Самое главное – он должен обладать хорошими личными качествами, особенно сейчас они выходят на первый план. Потому что нашим детям и их родителям требуется очень много внимания, времени. И личные качества потребуются, чтобы наладить контакт, создать хорошую атмосферу в классе, школе. А когда коллектив готов, то с ним можно решать любые задачи. И, конечно же, важны профессиональные качества, они не могут быть отдельно от личных качеств педагога.

– Какими качествами должен обладать прирожденный учитель?

– Сегодня педагог должен быть инициативным. Это человек, которому не нужно говорить, что ему следует делать. Получив образование в колледже или в вузе, он уже должен знать, на интуитивном уровне, чего хочет от своих учеников. Можем много и долго говорить про ответственность, профессионализм учителя, но самое главное – это инициатива и любовь к тому делу, которым занимаешься.

– Нашу систему образования едва ли не каждый год сотрясают реформы, что вызывает массу негодования в обществе. На ваш взгляд, оправдывают ли себя нововведения?

– Совершенствуется система управленческого менеджмента в школах и в системе образования в целом. Повышается уровень качества образования за счет создания безопасных и комфортных условий в школе, за счет поддержки и доплаты учителям за квалификационные категории. А минус – это достаточно частые изменения в сфере образования. К примеру, типовые учебные планы, которые меняются ежегодно, только с прошлого года произошло два-три изменения. Исключен предмет «Самопознание», появился предмет «Глобальные компетенции». Учителям приходится очень быстро перестраиваться. Иногда они просто не успевают до конца понять, изучить программу для того, чтобы качественно преподнести ее детям. Но, с другой стороны, образование не может стоять на месте, оно и должно меняться, должно соответствовать современным требованиям. Часто слышим фразу: «Верните советское образование». Мы не можем это сделать, ведь живем совершенно в другом государстве. Изменилось общество. Поэтому нельзя вернуть то, что было в прошлом. Тогда и мы должны вернуться в прошлое.

– В этом году гимназии №2 исполняется 65 лет. С какими достижениями школа встречает юбилей?

– Самое большое достижение для нас – это победы и результаты учеников. Рады, что по окончанию 9-го, 11-го классов все наши ученики трудоустраиваются, поступают в учебные заведения. 95 процентов выпускников 11 класса из года в год продолжают учебу в высших учебных заведениях. 50 процентов выпускников 11 класса ежегодно поступают на грант. В прошлом учебном году Варвара Иванченко стала победителем республиканской олимпиады по «Основам права», надеюсь, повторит результат и в нынешнем году. Ежегодно наши ученики принимают участие в разнообразных конкурсах, становятся победителями на уровне города, области, республики.

– Много лет поднимается тема ремонта гимназии…

– Учитывая то, что здание было построено в 1958 году, и с того момента ни разу не проводился капитальный ремонт, то, конечно, ремонт требуется. Большую проблему представляют кровля и система отопления. Всё остальное делаем, и готовы делать дальше собственными силами.

На сегодня разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт школы, она прошла государственную экспертизу, подаем заявки на бюджетную комиссию и ждем финансирования. На капремонт требуется 535 миллионов тенге.

В 1958 году здание было сдано как школа рабочей молодежи, для людей, которые уже работают и получают другую профессию. А впоследствии школа была переоборудована под организацию среднего образования. Конечно, испытываем проблемы из-за того, что у нас нет мастерских, большого спортивного зала, актовый зал совмещен с обеденным.

Рабочая мощность школы составляет 440 обучающихся, фактически у нас учится вместе с классами предшкольной подготовки 730 детей. Нашу школу выбирают родители, выбирают дети. Чему мы очень рады. Это значит, что авторитет гимназии поддерживается, а дети получают хорошие знания и им здесь комфортно. Это всё благодаря нашему коллективу.

– Вячеслав Викторович, какой вам видится родная школа и система образования в целом в ближайшем будущем?

– Школа и образование зависят от педагога и от учеников. Поэтому в каких бы условиях мы ни обучались, с помощью электронной доски или без таковой, главное, чтобы в школе были достойные педагоги. Если педагог готов дарить детям знания, то всё получится.

Елена ВОРОНИНА,
фото Алексея ФРОЛОВА