Кандидат философских наук, доцент, профессор Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова, председатель Совета аксакалов Костанайской области при Ассамблее народа Казахстана Қалқаман Жақып встретился с рудненской молодежью, чтобы рассказать об истории переселенцев Казахстана, и в частности, нашей области, напомнив о единстве народа.
В настоящее время в нашей стране (кроме казахов, русских и немцев) проживают представители более 130 этносов, каждый из которых несет в себе культуру, язык, историю этих народов.
Первой волной переселения в Казахстан можно считать 19 февраля 1861 года, тогда произошла отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа. В это время крестьяне стали свободными людьми, но без земли, так как она была уже давно разделена между военнослужащими, богатыми, графами, князьями и прочими титулованными персонами. В это время правительство решает направить людей в Сибирь, на Урал и в Северный Казахстан.
– Никто и никогда в Казахстан, особенно в северные его регионы, в те года, добровольно не ехал, – отметил Қалқаман Жақып. – Казахстан, как в царское, так и в советское время, был местом ссыльных. Например, жена Вячеслава Молотова в Кустанайском районе отбывала наказание. Вторая волна переселения начинается в начале 20 века – Столыпинская аграрная реформа. Тогда с западной части Российской империи начали прибывать переселенцы. Потом идет революция, коллективизация, индустриализация, культурная революция и так далее.
В 1954 году началось освоение целины. На казахстанскую целину в первые годы программы приехали сотни тысяч человек, которые освоили десятки миллионов гектаров новых земель. Программа охватила 42,5 миллионов гектаров степей Поволжья, Сибири, Урала, Дальнего Востока и Казахстана. Из них казахстанские степи составили 25 миллионов гектаров.
– Я родился в ауле в 1946 году, и видел, как целинники недалеко от нашего аула начинали пахать залежные земли, – рассказал Қалқаман Хасенұлы. – И, надо отдать должное, Казахстан, Советский Союз после войны впервые досыта наелись хлеба в 1956 году, потому что сдали миллиард хлеба. Хлеб – первый позитивный момент. Также начали проводить электроэнергию в аулах, следом – новые дома, газ, вода, дороги, новые школы.
Но, к сожалению, были и минусы: во времена целины было потеряно более 700 казахских школ. Осваивалась территория, но не нация, хотя росла казахская интеллигенция, служащие, чиновники среднего и низшего звена. Был искусственно прерван исторический и естественный ход развития казахского общества. Была потеряна катастрофическая часть населения из-за голода, репрессий.
И идея жить вместе, относиться друг к другу уважительно, с пониманием, пришла как раз от той системы. В то время нашим предкам удалось заложить простые человеческие отношения.
– Слава всевышнему, что у нас в Казахстане спокойно. И, во что бы то ни стало, мы должны сохранять и укреплять это спокойствие, не поддаваясь на уговоры и провокации. Наша с вами задача – как можно больше говорить, встречаться с молодежью, беречь то, что создали и, по возможности, помогать молодым развивать наше государство, – в заключение добавил кандидат философских наук, доцент, профессор Костанайского регионального университета, председатель Совета аксакалов Костанайской области при Ассамблее народа Казахстана Қалқаман Жақып.
Действительно, ведь будущее за новым, подрастающим поколением. Если мы хотим, чтобы Казахстан и дальше развивался, не совершая ошибок прошлого, то необходимо начать прививать с детства хорошие привычки и качества.
Иван ЛЕЩЁВ,
фото Алексея ФРОЛОВА