Такого мнения придерживается проректор по академическим вопросам КРУ им. А. Байтұрсынұлы Ербол Исакаев
И это неспроста, ведь в крупнейшем региональном вузе северного Казахстана трудоустроена тысяча человек, не каждый завод может похвастаться такой цифрой, сообщает «Наш Костанай».
В социальную нагрузку идут 7500 студентов, в ближайшие годы их число хотят довести до 10 тысяч. Чем и как станут привлекать новичков в вуз, рассказал Ербол Исакаев.
ПРИОРИТЕТЫ
– Что сегодня из себя представляет КРУ им.А. Байтұрсынұлы?
– Он единственный многопрофильный университет в Костанайской области. Это, прежде всего, связано с тем, что КРУ оказывает образовательные услуги по по более чем 140 образовательным программам и всем направлениям подготовки: бакалавриат, магистратура, докторантура.
В 2020 году путем реорганизации Костанайского педагогического университета и Костанайского государственного университета был создан Костанайский региональный университет им. Ахмета Байтұрсынұлы. На сегодняшний день в нашем заведении обучается порядка 7500 студентов.
Можно уверенно сказать, что КРУ является в том числе градообразующим предприятием, потому что выполняет социальную миссию и по количеству сотрудников является одним из крупнейших предприятий в регионе.
Образовательные программ вуза созданы с учетом отраслевой специфики региона и запроса заинтересованных работодателей. Помимо сельскохозяйственного и инженерного направления, КРУ основной поставщиком педагогических кадров.
В этом году мы организовали ряд хороших проектов связанных с производством. Создали научно-образовательный консорциум в области машиностроения. В него вошли КРУ, Костанайский колледж автомобильного транспорта, научно-исследовательский институт механики и машиноведения имени академика У. А. Джолдасбекова, ТОО «СарыаркаАвтоПром», «Агромашхолдинг КZ» и KamLitKZ.
В его рамках интегрировали образовательные программы Автодора и КРУ, дабы сократить сроки обучения выпускников колледжа в вузе. Ранее, чтобы получить высшее образование после среднего специального, нужно было учиться три года, благодаря консорциуму на это уйдет два года.
Сократили сроки, финансовые затраты, к тому же предприятие получает специалистов в свои ряды быстрее.
Уже отобраны студенты, которые хотели бы продолжить обучение у нас, в течение этого года готовим их к ЕНТ. После выпуска из колледжа ребята идут работать, допустим в «САП» и «Камлит», попутно сдают экзамены, поступают к нам на грант. Получается, они трудоустроены, следовательно получают заплату, а за учебу – стипендию, при этом процесс обучения – дуальный. Студентам не нужно бегать на занятия в корпус, на предприятиях есть учебные классы, куда преподаватели сами станут приезжать. Основные знания студенты получат на практическом опыте. И через 2 года у нас готовы специалисты со сто-процентным трудоустройством.
По такому же принципу пошли при подготовке учителей. Ведь с 2019 года отсутствует такое понятие, как заочное обучение, соответственно многие педагоги, особенно негородские, не могут постоянно присутствовать на занятиях. С помощью трехсторонних договоров, учителя, работая у себя в школе, или детском саду, могут получать высшее образование. Это удобно всем.
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА?
– Студенты сегодня все чаще хотят учиться за рубежом, как можно их удержать? Что КРУ может предложить в таком случае?
– На ближайшее десятилетие аналитиками определены основные ресурсы, за которые будет идти борьба: прежде всего за умы. Трудовая и образовательная иммиграция – острый вопрос. Чтобы на эти процессы как-то повлиять, КРУ дает студентам возможность получить два диплома сразу. У нас есть несколько образовательных программ, в которых работает этот принцип, к примеру, специальность «учет и аудит». Три года по этому направлению студенты обучаются в нашем университете и еще один, заключительный, в ведущем вузе Литвы. По окончанию получают сразу два диплома.
Кроме того, так как наш регион является основным производителем автотранспорта на территории Казахстана, возникает необходимость подготовки квалифицированных кадров машиностроения. И вот у нас уже второй год реализуется проект совместно с Казанским Федеральным университетом. Через два года наши студенты вернутся оттуда с гарантированным трудоустройством и двумя дипломами.
Буквально недавно состоялось начало строительства завода Kia в нашем городе. Понимая, что «завтра» возникнет необходимость в кадрах, руководство университета поставило задачу работать в этом направлении на опережение. Мы пригласили корейских коллег из университета Тон-И города Пусан, он является стратегическим партнером холдинга «Хендай-Киа». В начале декабря мы поедем к ним с ответным визитом. Все это направлено на реализацию двудипломных программ. Я думаю, что это для наших ребят отличная возможность, особенно выбравших дальнейшее развитие в инженерии. Кроме того, с вузом уже заключен договор об академической мобильности, в марте первые студенты поедут в Корею.
По направлению сельского хозяйства тоже подготавливаем почву. У нас были гости из КНР, представители университета лесного и сельского хозяйства, он входит в топ-3 в этой отрасли. С ними есть договоренность о согласовании Дорожной карты в реализации двудипломной программы.
С Китаем планируется академический обмен. В этом году мы приняли докторантку по специальности «агрономия», она гражданка Китая, сразу с той стороны к ней закрепили второго руководителя, таким образом отношения стран завязались. Договорились, что на базе нашего университета создадим агроцентр, где будут проводиться испытания элитных сортов зерна и не только. Вокруг этого создадим соответствующие научные школы, привлечем студентов, выполняющих магистерские, докторские диссертации. В дальнейшем планируется вести совместные проекты именно по реализации намерений в сельском хозяйстве.
Со следующего года планируем запустить двудипломного образование с университетом Северной Ирландии по специальности «иностранная филология» и «переводческое дело».
Контакты с заграничными вузами у нас налажены хорошо, сейчас в КРУ завершают академический обмен преподаватели из Болгарии и Словакии.
Пять наших преподавателей выиграли в этом году стипендию «Болашак» и сейчас учатся за рубежом. Мы не стоим на месте, стараемся налаживать отношения с разными странами, чтобы выпускники школ и колледжей видели и понимали, что нет необходимости куда-то выезжать.
ПЕДАГОГИ
– В одно из подразделений КРУ входит педагогический институт. Как решается вопрос с дефицитом кадров и обучением в этом направлении?
– Учителям уделяется большое внимание со стороны государства, постоянно индексируются заработные платы, то же касается стипендий. Студенты, обучающиеся на педагогов, за отличную учебу получают награду больше чем, другие специальности. Но и требования к ним выше, например, порог баллов при сдаче ЕНТ. Тем не менее на учителей поступают, выпускники есть, однако их еще недостаточно.
Всем известно, что бывают безвыходные ситуации, когда в селе, допустим, русский язык преподает филолог, потому что больше никого нет. Тем самым директор школы нарушает квалификационные требования при проведении проверки соответствующими органами. В таких случаях выписываются штрафы. А куда же тут денешься, если детей учить кому-то нужно. Университет, желая помочь региону, запустил проект переподготовки педагогов. Через нас уже прошли 170 слушателей и получили соответствующие сертификаты, дающие право работать учителем.
Курсы рассчитаны на 7 месяцев. В этом году их стоимость составляет 355 тысяч тенге.
Более того, уже сейчас нашим студентам четвертого курса непедагогических специальностей предлагаем «заходить» на эти курсы. Таким образом, уже в сентябре у них на руках будет сертификат, с ним можно устроиться в школу.
По инициативе министерства науки и высшего образования реализуется проект по инновационным образовательным программам педагогического профиля. У нас уже разработаны два направления «методика начального обучения» и «дошкольное обучение». Они более усовершенствованы, модернизированы и привязаны к существующим реалиям.
АБИТУРИЕНТЫ
– Чем привлекаете новых студентов?
– Как правило, по старинке всегда университеты работают с выпускниками 11 классов. Но ситуация такова, что формирование каких-то навыков, задатков, предпочтений к специальностям начинается уже в раннем возрасте. Поэтому абитуриентов решено взращивать самим, мы планируем работать со школьниками с 6 по 11 классы. Не так давно создали инженерную школу, сейчас думаем, как правильно организовать ее работу, ведь поступающие не только из Костаная, но и из сельской местности. Такая школа даст возможность ребятам ориентироваться именно на инженерную специальность. Будем заинтересовывать их кружками, интересными практическими уроками. Подобные школы откроем на разных кафедрах.
У нас задачи амбициозные. Во-первых, чтобы университет стал точкой притяжения молодежи. Во-вторых, к 2026 году контингент студентов должен увеличился до 10 тысяч. Это, в принципе, реализуемо. География наших обучающихся широка: Грузия, Германия, Россия, Азербайджан, другие области Казахстана. Ведь если считать выпускников школ только нашего региона – их всего 4000 человек. Среди вузов конкурентная среда.
Мы понимаем, что университет всегда зависит от студентов, они дают нам возможность работать.
КРУ может предложить качественную учебную программу и образование, хорошую материальную и техническую базу, знаменитый профессорский состав и большие перспективы в плане трудоустройства и карьеры.
Можно сказать, что вуз имеет отношения и к достижениям школьников, ведь учат их педагоги, выпускаемые нами. Соответственно, в учительский состав вкладывались преподаватели КРУ. Мы этим гордимся и говорим, что у нас в университете качество образования очень высокое. Президент РК в своих выступлениях не раз отмечал, что университеты не должны становиться организацией просто печатающей дипломы. Мы отвечаем за качество обучения, это могут подтвердить работодатели, трудоустраивающие наших выпускников.
– Спасибо за интервью!
– Пользуясь случаем, хотел бы пожелать школьникам определиться с будущей профессией по интересу, а не по остаточному принципу. Уже в январе стартует сдача ЕНТ, удачи выпускникам!