Воины-интернационалисты награждены медалями по случаю 35-летия со дня вывода советских войск из Афганистана

23 тысячи казахстанцев участвовали в войне в Афганистане, которая длилась почти 10 лет. 260 из них – рудничане. Ряды воинов-интернационалистов редеют, сегодня в Рудном живут 128 человек, которые прошли через те события. Все они награждены медалью, специально учрежденной к 35-летию со дня вывода советских войск из Афганистана.

Торжественное мероприятие состоялось 15 февраля в КРЦ «Горняк». От имени акима Рудного Виктора Ионенко к присутствующим обратился заместитель акима Сакен Кокишев, отметив, какая государственная поддержка оказывается воинам-интернационалистам:

– Со стороны государства уделяется особое внимание социальной поддержке ветеранов. В 2020 году в Казахстане впервые был принят закон «О ветеранах», в котором официально закреплен статус ветерана боевых действий на территории других государств. На законодательном уровне предусмотрены льготы и социальная помощь ветеранам боевых действий в Афганистане и для семей погибших военнослужащих. Сегодня в Рудном проживает 128 участников Афганской войны. В текущем году на оказание социальной помощи из областного и городского бюджетов предусмотрено свыше 40 миллионов тенге. Ежегодно желающим предоставляется бесплатное курортно-санаторное лечение. В период с 2017 по 2022 годы из государственного жилищного фонда получили жилье 23 ветерана. Эта работа будет продолжена в ближайшее время.

Далее последовала церемония награждения.

Петр Бурцев и Тойлыбай Амантаев получили почетную грамоту акима области за весомый вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения и пропаганду здорового образа жизни.

Грамотой акима Рудного отмечены: Александр Быстров, Владимир Войтенко, Юрий Важенин, Олег Гончаров, Александр Стадник, Валерий Золотухин, Виталий Корчагин, Владимир Колов, Сергей Крупин, Александр Киянов, Федор Князев, Виктор Лоханский, Алексей Литвинов, Виктор Матвиенко, Олег Михайлов, Сапар Сазанбаев, Туленди Тлеубаев, Александр Чернявский, Александр  Штарк, Сергей Эйсфельд.

Вручены медали по случаю 35-летия со дня вывода советских войск из Афганистана. Тем воинам-интернационалистам, которые не присутствовали на торжественном мероприятии, награду привезут домой.

Виктор ЛОХАНСКИЙ:

– Меня призвали в армию в 1978 году. Сначала попал в учебку, а в 1980-м в Афганистан, мне было 19 лет. С января по ноябрь 80-го был там, в самом начале войны. Служил в автобате. Выполняли всё, что надо было.

Не знал, что окажусь в Афганистане. Сначала были на Дальнем Востоке, пока однажды ночью не подняли по тревоге и не загрузили в машины. Разговоры шли о том, что отправляемся в Монголию, но едем всё дальше и дальше. Остановились в Термезе на аэродроме. Ждали своей очереди. Потом нас посадили в транспортные самолеты. Так попали в Кабул. Первое впечатление? Было интересно, горы кругом, всё неизвестное. И дрожь в груди.

Поначалу хлеба не было, питались сухарями, консервами, тушенкой.

Помню, как только прилетели в Кабул, пока стояли на аэродроме, из любопытства влез на самую высокую гору, стою, гляжу по сторонам. И тут слышу, как у виска пуля пролетела. Понял, что в меня стреляли. Больше так не подставлялся. Понял, что я на войне. Ранений за время службы не было, только небольшая контузия, это заметно по моей речи.

Что я думаю об Афганской войне? Мы были комсомольцами-добровольцами, как говорится, выполняли свой интернациональный долг. Пришли в Афганистан на помощь афганской революции. О нас говорят всякое. Но мое мнение спустя 35 лет не изменилось.

Валерий ЗОЛОТУХИН:

– В 1981 году, окончив Кустанайский автодорожный техникум, был призван военкоматом, и 1 апреля поездом поехали на юг – Андижан, пересыльные пункты, потом Ташкент, подготовка. 24 апреля мне исполнилось 19 лет, а 19 мая 1981 года самолетом нас доставили в Кабул. Там трое суток были на карантине, и в Пули-Хумри, в отдельный автобат. Два года в составе колонны перевозили грузы из Советского Союза, Термеза в Кабул, Баграм, Кундуз.

Автоколонны для того и существовали, чтобы их обстреливали. Грузы возили разные: боеприпасы, стройматериалы, продукты. Самый опасный участок – это трасса из Термеза в Кундуз. Практически каждый рейс в Кундуз был обстрел. За два года моего призыва в нашей колонне погибло 18 человек. У меня ранений нет, бог сберег.

19 мая 1983-го, ровно через два года, нас, дембелей, колонной вывезли в Термез. А там уже самолет и Кустанай. Ну и всё, так быстро.

Что было самое сложное? Это перевал Саланг, особенно зимой, там сильные морозы, метели, гололед. Плюс наша несовершенная техника: первый год ездили на ЗИЛ-130, потом на КамАЗах. К гололеду машины были не очень подготовлены, оставались на перевале, колонны задувало снегом, было, и неделю там стояли. Сложно. Хотя, молодым казалось, что сложностей нет.

Елена ВОРОНИНА, фото автора, Султана СЕРТАЕВА