Оксана Рахимова вяжет национальную одежду, которую комфортно носить не только по праздникам, но и в повседневной жизни
Оксана Рахимова – мастер машинного вязания с 25-летним стажем. Из трикотажа она вяжет всё, от носков до кардиганов, головных уборов и аксессуаров. Сейчас сосредоточена над созданием летней коллекции, которая будет в этностиле.
Мы наведались в ее небольшое ателье, и узнали о тонкостях машинной вязки, о том, как приходят идеи, и о чем мечтает рукодельница.
По образованию наша собеседница преподаватель музыки, но так сложилось, что ушла в совершенно другую сферу: времена были трудные, растили четверых детей, на работу устроиться не могла. И знакомая приобщила к швейному делу.
– Сразу стала вязать на заказ. Это сейчас наблюдаем перенасыщение рынка – всего много и никого не удивишь, а тогда было время, что каждая новая вещь вызывала удивление и вопрос: «Где взяла?». Вещи, которые были на моих детях, сразу было видно. Началось всё с простого – с детских носков, шапок, шарфов. Машинка была очень простая. Потом поняла, что могу больше, включилась фантазия. Думаю, что и наследственность сыграла роль: обе бабушки – рукодельницы, причем папина мама умела всё в рукоделии. Но не умела строить выкройки, поэтому отучилась. У нас в городе есть прекрасный человек – Галина Шах, вместе с дочерью она создала театр мод. Вот у нее научилась шить и кроить, она дала мне понимание фактуры ткани – трикотажа, меха, кожи. Мы вместе отшивали коллекцию, которую они возили на показ к Вячеславу Зайцеву. Отучившись, стала брать более сложные заказы, – рассказывает Оксана Рахимова.
Первое время работала на дому. Дети выросли, и решила расширяться – на протяжении 10 лет арендует небольшое помещение для ателье.
Сравнивая времена, когда начинала дело, с нынешними, говорит, что сейчас очень большое разнообразие пряжи, раньше она была дефицитом, да и та, которую удавалось достать, не очень хорошего качества. Сегодня доступна стопроцентная шерсть из Италии, Турции. Из такой хочется вязать, просто держать в руках.
– Я поклонница трикотажа. Сама хожу в вещах, которые вяжу, – добавляет Оксана Рахимова.
В прошлом году ее пригласили принять участие в юбилейном, X-м республиканском конкурсе дизайнеров и модельеров «Золотая нить-2023» в Темиртау. Оксана Рахимова впервые вышла на подиум как создатель коллекции из трикотажа «Городские тайны».
– Несмотря на то, что Темиртау – небольшой город, там уже на протяжении 10 лет проходит такое замечательное мероприятие, которое привлекает творческих людей со всего Казахстана. Нам это надо взять в пример. В прошлом году была на встрече с акимом области и озвучивала эту проблему: в Рудном, в Костанае практически ничего не происходит в модном бизнесе. И если проходят конкурсы, мероприятия, то для дизайнеров не старше 35 лет. А в Темиртау ежегодно проходят показы, возраст участников не ограничен, можно привезти свои работы. В этом году, летом, они приглашают меня в качестве почетного гостя. Повезу летнюю коллекцию в стиле этно, сейчас ее готовлю, это будут футболки, туники, брюки, юбки, платья, сарафаны, сколько успею сделать до июля. Потому что разработка эксклюзивных моделей занимает больше времени, чем работа над самим изделием, то есть связать – это, наверное, процентов 20 от всей работы, – говорит Оксана Рахимова.
В последнее время она увлеклась стилем этно, и стремится воплотить в трикотаже национальные идеи, национальные рисунки. Схемы создает сама, на старой машинке с перфокартами.
Прежде чем связать камзол, отвязывала образец, чтобы посмотреть, как рисунок будет лежать в пряже. Техникой, которой она пользуется в создании этноколлекции, не пользуется никто. Встречаются отдельные элементы, не более. Поэтому можно с уверенностью сказать, что летняя коллекция – это будет авторская одежда Оксаны Рахимовой.
– Мы привыкли, что казахский народ облачается в сшитые камзолы, чапаны. Которые сейчас надевают в большей степени на народные гуляния или для выхода на сцену. То есть в обычной жизни национальная одежда практически не носится, утрачивается. И молодое поколение испытывает разрыв с историей, с национальной культурой: в офис идем в одной одежде, а на народные празднества – в традиционных нарядах. И мне хочется, чтобы в трикотаже воплотился национальный колорит, чтобы такую одежду было удобно надевать и в офис, и на праздник, и дома, – делится соображениями собеседница.
Говоря о рынке, конкуренции, Оксана Рахимова возвращается к тому, что мастерам негде показывать свои работы.
– Уверена, что гораздо большее количество людей носило бы эксклюзивную одежду, если бы могли увидеть, потрогать на ощупь, что она из себя представляет. Почему говорю про эксклюзив? Он заключается не только в национальных мотивах. Но и в том, что в работе использую собственные, оригинальные выкройки, строю их с учетом пропорций клиента, чтобы ему действительно было комфортно в одежде. В магазинах, масс-маркетах при покупке даже брендовой одежды обязательно столкнешься с каким-то несоответствием, потому что стандартных людей единицы на миллион, а шьется всё по стандартам. Так вот проблема в том, что нам практически негде показать результаты своих трудов. В Костанае предложили вариант: в одном из торговых центров открылось помещение, куда дизайнер может сдать свои вещи на продажу. Но там такие условия – большая арендная плата, процент с продажи. Не каждый мастер может себе позволить там выставиться, – говорит Оксана Рахимова.
У нее мысли идут в другом направлении. Она понимает, что уже «выросла» из своего небольшого ателье, и хочет открыть в Рудном студию трикотажа. Где можно было бы изготавливать и демонстрировать трикотажные изделия, принимать заказы, вести оффлайн обучение (сейчас Оксана Рахимова ведет мастер-классы онлайн), а еще проводить творческие встречи и продавать пряжу. Пока она не присмотрела подходящее помещение.
Говоря о ценовой политике, отмечает, что встречаются клиенты, которые считают, что вязаная одежда выходит дорого.
– Баснословных цен не выставляю. Наше изделие – это ручная работа, и оно не может быть дешевым. Во-вторых, пряжа, используем только качественную, вещь из нее не будет стоять колом или колоться, и вместе с тем, ее можно стирать в машинке. В-третьих, мы не режем изделие. Если трикотаж порежешь, а вещь не подошла, ее можно только подрезать или выбросить. Мы вывязываем все детали по выкройке. И, в-четвертых, у клиента есть возможность выбрать цвет, модель, размер, декор. И на выходе получает именно ту вещь, которую хотел. Если говорить о долговечности, то наши изделия вам надоедят, – объясняет Оксана Рахимова.
Самый трудоемкий процесс – это сборка деталей изделия. Чтобы собрать самый заурядный свитер, нужен день, а то и два работы. Всё собирается вручную, даже если используется машинка, это очень кропотливый труд. Но он и дает гарантированное качество: при ручной сборке петли у изделия не распустятся никогда.
Ее работы уезжают в Канаду, Германию, Бельгию, Австралию, Израиль. Помимо изготовления, в ателье Оксаны Рахимовой занимаются реставрацией одежды из трикотажа. Заказы поступают из Костаная, Житикары, Лисаковска. Вместе с владелицей в ателье работают еще две мастерицы.
На изготовление одной вещи, не считая примерки, уходит максимум три полных рабочих дня. Пару носков можно связать за 40 минут.
Мастерица показала нам последнее приобретение – японская двухфонтурная вязальная машина Brother-965 с программным обеспечением, самая лучшая в данной линейке. Учится осваивать. Теперь возможностей для вязания станет больше.
Прирожденный вкус, талант не принесет успеха, если их не подпитывать знаниями, убеждена наша собеседница.
– Вкус не может быть без насмотренности. Ведь вкус может отстать от времени. Нужно развитие. Очень многие талантливые люди остались обычными, потому что не было развития. Чем вдохновляюсь я? Есть прекрасный сайт Pinterest – это собрание мировых идей на любую тему. Задаю тему, и получаю массу всякого разного. Скажу сразу: это не плагиат. Потому что стопроцентно повторить вещь невозможно. Повторюсь, важна насмотренность, визуальный опыт: смотрю показы трикотажных коллекций, приемы, которыми пользуются другие мастера, и видоизменяю их под себя. Есть своя копилка приемов.
Не понимаю, как можно выгореть на работе, сейчас это выражение стало модным. Я переживаю от того, что не успеваю воплотить идеи, которые приходят в голову, – говорит Оксана Рахимова.
Елена ВОРОНИНА, фото автора и из архива Оксаны РАХИМОВОЙ