«Экологическая культура зарождается в семье»

Директор школы №11 Айнажан Бурбаева рассказала о том, как учащиеся применяют ТБО, чтобы дать им вторую жизнь

Во всех школах Казахстана внедрена программа «Біртұтас тәрбие». Ее идея связана с образом будущего нашей страны, которое отражается в триаде: «Справедливый Казахстан – Ответственный гражданин – Прогрессивная нация».

Программа направлена на воспитание честных и справедливых граждан, которые ставят на первое место честный труд и общественное благо, посредством привития детям и молодежи таких ценностей, как независимость и патриотизм, справедливость и ответственность, трудолюбие и профессионализм, закон и порядок, единство и солидарность, созидание и инновации.

– Если раньше экологическое воспитание школа выбирала и углубленно изучала, то сегодня оно включено в программу «Біртұтас тәрбие». Конечно, являясь средней школой, мы не имеем вариативного компонента, который бы позволял углубленно развивать экологическое воспитание, но особенностью идеологии современного образования является потребность в экологической грамотности, каждый ребенок должен ею владеть. В связи с этим в этом году в концепцию воспитания Республики Казахстан были внесены изменения. И одной из ценностей концепции является экологическая культура ребенка, – рассказывает директор школы №11 Айнажан Бурбаева. – Особенность программы «Біртұтас тәрбие» в том, что обязанности возлагаются не только на школу. Основа исходит из семьи. Ребенок должен понимать, что должен любить не только маму, папу, Родину, но также должен еще понимать, что такое окружающий мир, и как его оберегать, как не нанести вред. Мы должны формировать у ребенка такие убеждения. По данной концепции экологическая культура должна быть внутренним убеждением. Это как утром проснуться и умыться. Мы должны не сорить, чтобы не убирать! Мы должны есть ту продукцию, которая будет полезна нашему здоровью. Не ждать, когда нам скажут, что сегодня урок экологии, давайте выберем то, что полезно.

В учебных программах есть такое понятие: сквозные темы. Что это такое? Экологическое воспитание не выделяется отдельным уроком, а формируется на всех уроках.

– В каждой учебной программе есть раздел, посвященный экологической культуре. Его отдельным уроком не выводят. Это межпредметное понятие, которое мы должны формировать у ребенка. Будь то урок казахского языка, или русского языка, английского языка или математики, – поясняет Айнажан Бурбаева. – Для этого не нужно долго готовиться. У нас в учебниках достаточно материала. Например, у меня есть модуль – климатические изменения в мире, проблемы экологии мира. Материалы все есть. Мы изучаем казахский язык, учимся говорить по-казахски, но о чем? Допустим, в этот раз выпадает тема экологии. Также в английском, русском языках, если они разбирают причастия, глаголы, текст у них будет про экологию. Изучаем предмет через содержание на тему экологии.

У школы №11 славная история, затрагивающая именно экологическое воспитание подрастающего поколения. Основателем экологического направления является экс-директор школы Раиса Павленко. В 1987 году она разработала концепцию развития школы, именно в экологическом направлении. Тогда ею были разработаны программы вариативного компонента – кружков, внешкольных мероприятий. Даже были проекты, договоры с Рудненским индустриальным институтом, ныне университетом, тесно сотрудничали с АО «ССГПО».

– На тот момент Раиса Петровна была третьим директором школы, – вспоминает спикер. – Она ставила во главу угла уроки безопасности. Если человек умеет выживать в природе, значит, он готов к жизни. Тогда была такая идея. И главной идеологией экологического направления была подготовка ребенка защищать природу, ее оберегать, создавать себе условия жизни в рамках природы. Были организованы внеклассные мероприятия, был вариативный курс, то есть факультативы, все они были направлены на экологическое воспитание. В начальных классах были экологические уроки, в среднем звене факультативы экологической направленности. Были такие уроки, как экономика и экология. В старших классах шло уже углублённое изучение профессий, связанных с геологоразведкой, туристической или краеведческой направленности.

В то время в школе №11 активно развивалось краеведческо-туристическое движение. Здесь были туристические отряды. Они ездили по городам, изучали горные местности, участвовали в различных соревнованиях по туризму.

– Раиса Петровна была основателем экологического лицея. Проект экологического направления способствовал тому, что в дальнейшем школа стала лицеем. В 1987 году открыли программу экологической направленности, а в 1999 году школе присвоили имя казахстанского ученого- геолога Каныша Сатпаева. В 2001 году наша школа получила статус экологического лицея. В рабочем учебном плане лицея подразумеваются дополнительные часы, в то время образовалось очень много вариативного компонента. Было увеличено количество часов дополнительно по каждому классу. Если в общеобразовательной школе, допустим, был один факультатив, то в лицейских классах было порядка пяти-шести различных факультативов, – рассказала Айнажан Бурбаева.

В 2006 году школа вновь стала средней, но экологическое направление продолжало развиваться.

– Экс-директор школы Владимир Прокофьев в 2012 году стал инициатором проведения фестиваля «Летят журавли». Который на данный момент имеет большую популярность. В прошлом году в фестивале участвовали школьники из Российской Федерации, присылали нам разработки уроков, внеклассных мероприятий, приезжали гости из Челябинска. В разных номинациях фестиваля участвуют все школы и детские сады города. Ежегодно мы отсматриваем работы по 10-12 различным номинациям. Каждый год Мировой экологический фонд выбирает птицу года, эта тема становится лейтмотивом фестиваля. В прошлом году ввели новшество: дети рисовали птицу и выполняли другие задания фестиваля прямо в школе. В прошлые годы они приносили готовые рисунки и поделки. Решили проверить: сами дети рисуют, делают поделки, или родители помогают. И ребята не растерялись, из бросового материала – пластиковых крышек и бутылок, целлофана сделали очень интересные поделки, – отмечает Айнажан Бурбаева.

Помимо фестиваля «Летят журавли», который является визитной карточкой школы, здесь организуют и другие интересные и полезные мероприятия.

Например, в прошлом году учащиеся выезжали на экскурсию в лесничество в Алтынсаринский район. Прогулявшись по лесу, им удалось посмотреть процесс выращивания сосен и елей, побывать на выставке птиц.

Команда школы №11 ежегодно организовывает экологическую тропу для учащихся всех школ города. При Раисе Павленко это были туристические маршрутные тропы: дети проходили разные препятствия, строили палатку, забирались на деревья, проходили канатные дороги. Сейчас среди учеников третьих классов школ города проводятся экологические тропы другого формата. Команды должны уметь правильно посадить семена, разжечь костер, поставить палатку. На одной из станций детям предлагается рассортировать мусор, чтобы сформировать понимание того, каких видов бывает ТБО, какие из них разлагаются, а какие нет, и что с ними делать.

Учащиеся школы №11 пишут научные проекты. В прошлом году по экологической направленности пять проектов в Рудном заняли призовые места и два в области. Дети из целлофановых мешков делали нитки, вязали сумки, из бутылочных крышек сделали шахматы, настольные игры. Чтобы не выбрасывать мусор, а находить ему применение.

– Наш ученик в прошлом году защищал бизнес проект, выращивая грибы на картоне. Собирали картон, прямо в школе его рвали, мочили, сыпали поверху споры и выращивали вешенки, потом он их продавал. Получил грант – сто тысяч тенге. Он был такой довольный, сказал: «Сколько ж теперь на них семян куплю! – рассказывает директор школы.

У Айнажан Бурбаевой есть желание восстановить ранее существовавший школьный музей. Имеются исторические материалы, фотографии былых лет. На них запечатлено, что раньше выращивали в теплице, как оформлялись кабинеты, полки которых были заставлены различными книгами по защите окружающей среды.

 

Иван ЛЕЩЁВ,

фото из архива школы №11