В Перцевской основной школе активно развивается экологическая культура
Существующая девятый год школа пестует новое поколение экозащитников, объясняя важность сосуществования с природой не только в теории, но и на практике.
– Так как наша школа расположена в сельской местности, то, естественно, было решено, что у нас будет экологическое направление, – рассказала директор Перцевской основной школы Ирина Шмидт. – Реализуем его не первый год, как на уроках, так и в неурочное время. На уроках это экологическая тематика на различных этапах урока, в любом классе. Функционирует экологический кружок «Экознайка». У нас постоянно ведется раздельный сбор утильсырья. При входе в школу для этого стоят соответствующие урны. Практически в каждом классе стоит коробка для макулатуры. Постоянно проводим акции, такие, как «Собери крышечку», либо «Собери десяток крышек – получи корм для бездомных животных». В летний период у нас есть небольшой огород, куда дети, начиная с мини-центра, весной высаживают рассаду. В этом году дети из мини-центра выращивали рассаду цветов, которые потом росли при входе в школу. Старшеклассники трудились в огороде, выращивая огурцы, помидоры, перцы. Потом дети собирали урожай и относили домой.
– Для нас это не в новинку – выращивать огород на подоконнике, – сообщила учитель начальных классов Аида Блисова. – Практически ежегодно этим занимаемся. Детям это очень нравится, в них развивается любознательность, наблюдательность и любовь к природе. Дети с огромным удовольствием этим занимаются. Сначала мы все вместе сажаем семена, потом ежедневно ведем наблюдение, записывая все изменения в дневники. Фиксируем всё, что произошло в первый день, потом на третий и так далее. Ближе к весне начнем выращивать рассаду. А потом высаживать её в открытый грунт на огород на территории школы. Дети с огромным удовольствием наблюдают за растениями, ухаживают. Это прививает любовь к окружающей среде, растениям. До весны еще далеко, поэтому выращиваем в основном зелень. А вот ближе к весне начнем выращивать помидоры и огурцы, редис, морковь. В прошлом году этим занимались дети дошкольного возраста, воспитанники мини-центра. Здорово получилось. Всё высадили в огород.
Кружок «Экознайка» является разновозрастным, работает он под руководством учителя биологии и химии Акмарал Казмухамедовой. Его посещают все желающие, чаще всего это ученики в возрасте от 10 до 16 лет, начиная с пятого класса. Все необходимые материалы предоставляются школой, а от родителей требуется поддержать желание детей.
– Занятия проводятся четыре раза в неделю, – сообщает руководитель экологического кружка. – На них дети познают окружающий мир, узнавая интересные факты, участвуют в эко-квизах, проводимых АО «ССГПО». Имеется план работы. В рамках кружка создан экологический календарь на все месяцы учебного года. Каждый месяц у нас что-то да реализуется. В сентябре был проведен мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. А в этом месяце – изготовление эко-шопперов своими руками. Идея возникла из-за того, что полиэтиленовые пакеты сейчас в самом разгаре использования, но они не совсем экологичны, и на их переработку уходит очень много времени. А эко-шопперы создаются своими руками из вещей, которые уже не подлежат носке. Такая сумка практична, и не так долго будет разлагаться в природе. И прослужит дольше полиэтиленовых пакетов.
В ноябре запланировано создание кормушек для птиц. В декабре займемся изготовлением поделок на елку из бросового материала, – рассказывает Акмарал Казмухамедова.
Кружок пока еще совсем мал, лишь пару месяцев отроду. В планах намечено многое. Учитывая, что во главе стоит заинтересованный человек, будем надеяться, что кружок даст свои плоды.
Педагоги Перцевской основной школы занимаются саморазвитием, участвуют в курсах повышения квалификации, проходят различные мастер-классы, семинары, педсоветы как на базе своей школы, так и в других школах города, где также присутствует экологическая тема, совершая обмен опытом.
В прошлом году одна из учениц школы заняла третье место на областной творческой выставке, продемонстрировав юрту из пластиковых крышечек под руководством учителя художественного труда Сергея Колодия. Педагог имеет за плечами 22 года стажа.
– На уроках занимаемся рукоделием, делаем различные поделки, – рассказывает Сергей Колодий. – В нашей школе проходила экологическая акция по сбору пластиковых крышечек. Подумали, что помимо того, чтобы их просто сдать на переработку, из них можно делать отличные, красивые поделки. Мы с детьми разрабатываем эскизы полезных для дома и приятных для души вещей. Благодаря акции проблем с материалом нет. Помимо пластмассовых крышек, используем различные материалы: древесину, фанеру, проволоку. При изготовлении изделий из крышек используются выжигатели, ножницы, термоклей и леска для соединения. Участвуют дети, начиная с пятого класса, для простых поделок возраст не ограничен. У детей есть к этому интерес, потому что во всем мире активно обсуждают тему защиты экологии. И как раз для того, чтобы мусор не выбрасывался, можно сделать из него что-то полезное, красивое. Обычный материал, из которого ученики создают необычные работы.
Как признается педагог, у детей младшего возраста не хватает усидчивости, а те, кто старше, более спокойные, ответственно подходят к работе, делают что-то более сложное. Кабинет труда хорошо оснащен оборудованием и инструментом. В распоряжении юных мастеров имеется всё необходимое для творчества и даже для небольшого производства: рабочие верстаки, тески, приспособления для работы лобзиком, фрезерные, токарные, сверлильные, наждачные станки по металлу и дереву.
Станками школьники учатся пользоваться с седьмого класса, заранее пройдя курс по технике безопасности. Уроки у пятых-шестых классов проходят по два часа в неделю, а начиная с седьмого класса – час в неделю.
– Труд во все времена был и будет нужен. Ведь не всем быть руководителями, должны и работать люди. Особенно сейчас, когда идет большая пропаганда по развитию рабочих специальностей. Хочется, чтобы для этого было лучше финансирование, так как оборудование, материал, инструменты сейчас дорого стоят, – добавил Сергей Колодий.
– Примерно года два назад начали изготавливать различные поделки на уроках труда. За это время сделали много разных вещей. В основном сами придумываем идеи будущих работ, иногда в интернете находим какие-то дизайны. Делали из крышек игрушки, подставки под карандаши. На прошлом уроке мы начали данную работу, а сейчас продолжаем, – демонстрируя свою работу, сообщает ученица Эвелина Бабинская. – Леской скрепляем крышки, которые можно потом использовать как подставку под чайник или сахарницу.
В рамках акции «Таза Қазақстан» ученики Перцевской школы выходит на субботники, и не только на территории школы, но и в поселке, как минимум, убирая прилегающую к школе территорию. Участвуют и дети, и педагоги.
– Ежегодно мы запрашиваем согласие родителей на то, чтобы дети занимались трудом, ходили на субботники, – рассказывает директор школы Ирина Шмидт. – Года два назад сами родители и подняли эту проблему, что субботники проводятся только с пятого класса. Предложив участвовать в них детям начальной школы. И дети на это откликнулись. Поэтому теперь у нас дети даже с первого класса выходят на субботники. Думаю, что это и есть результат наших уроков, акций, которые им дают понятие того, что экологию, природу, свой двор и школу нужно содержать в чистоте. Школа девятый год существует. У нас чисто, красиво, уютно. И дети это понимают. Наши учащиеся заботятся о бездомных животных. Дети из первого, второго классов третий год участвуют в акции «Получи на уроке 10 баллов и получи корм для бездомных животных». Эта акция проводится вместе с родителями, чтобы они могли в чём-то помочь детям. Ведется учет баллов, после чего закупается корм, и дети вместе с педагогов отвозят его в пункт временного содержания бездомных животных.
Важную роль в экологическом воспитании играет семья. Родители всячески участвуют в конкурсах поделок из бросового материала, когда идет подготовка к выращиванию растений, они предоставляют семена. Особо тесное взаимодействие можно наблюдать в начальных классах. Экологическое воспитание не ограничивается школьной программой. Важно, чтобы семья была активным участником процесса обучения. Родители могут передавать детям свои экологические ценности и нормы поведения. Модель поведения взрослых непосредственно влияет на формирование у ребенка привычек и отношения к природе.
Простые действия, такие, как сортировка мусора, экономия воды и электричества, а также совместные выезды на природу могут служить важными уроками, которые останутся с детьми на всю жизнь. Семейные мероприятия – пикники на природе или участие в акциях по очистке территории поспособствуют укреплению семейных связей и совместному изучению экосистемы.
Иван ЛЕЩЁВ,
фото Султана СЕРТАЕВА