Почему в Казахстане не могут поднять госпособия?

Рудный посетил председатель Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения

Ербол Нургалиев впервые побывал в нашем городе и провел встречу с населением, на которую приглашены горожане с инвалидностью, многодетные матери и работники системы социальной защиты. Встреча состоялась в минувшую пятницу в здании молодежного ресурсного центра.

В своем выступлении председатель Комитета труда, социальной защиты и миграции сделал несколько акцентов, о которых расскажем в нашем материале.

КАЗАХСТАН – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

– Хотел бы сказать, почему наше государство социальное. Назову несколько цифр. У нас существует 42 вида выплат – пенсий и пособий, которые выдаются за счет республиканского бюджета. В 2021 году на данные выплаты затрачено три триллиона 700 миллиардов тенге – это 25 процентов всего республиканского бюджета. Наш контингент, то есть получатели пенсий и пособий, составляет около четырех миллионов человек. Три триллиона 700 миллиардов тенге – колоссальные деньги, но население недовольно, у него возникает много вопросов. Потому что размер этих выплат не всегда позволяет человеку достаточно хорошо жить, – отметил Ербол Нургалиев.

По его словам, средняя пенсия в Казахстане составляет почти 100 тысяч тенге. Лет пять-шесть назад это были хорошие деньги, но сегодня, судя даже по ценам на продукты питания, этих денег явно не хватает, чтобы покрыть самые необходимые расходы.

Позволим себе риторический вопрос: а что делать тем пенсионерам, пенсия которых составляет 46 тысяч тенге?

ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО В НЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖДАЕТСЯ

Сегодня в Казахстане насчитывается около 2,3 миллиона получателей пенсий, у нас 700 тысяч инвалидов, около миллиона людей получают адресную социальную помощь (АСП).

– Если коснуться вопросов инвалидности, то 700 тысяч инвалидов – это около 3,7 процента в доле населения. Высокий показатель. Притом, что у нас очень большое количество лиц с инвалидностью второй и третьей группы, за вторую группу выплаты составляют 55 тысяч тенге, за третью группу – около 40 тысяч тенге, – отметил Ербол Нургалиев.

Председатель Комитета труда рассказал, что в ходе ведомственных проверок в Туркестанской области, где насчитывается большое количество лиц с инвалидностью, выявлены факты необоснованного назначения выплат.

– Доходы населения на юге намного ниже, чем в северных регионах страны, поэтому там жители стараются различными путями получить инвалидность. В связи с этим мы сейчас полностью проверяем базу данных по инвалидности в Туркестанской области, все дела по установлению инвалидности подвергаются перекрестным проверкам, то есть регионы проверяют друг друга. Наша задача – выявить действительно тех лиц, которым необходима помощь государства. Почему не можем поднять пособия по инвалидности? Потому что инвалидов у нас очень большое количество. И даже если повысить пособие по инвалидности, допустим, на 10 тысяч тенге, понадобится колоссальная сумма, ведь инвалидов в Казахстане, повторюсь, 700 тысяч человек. Не может бюджет страны выдержать такую нагрузку, – пояснил Е.Нургалиев.

На встрече с населением озвучено, что в настоящее время по всему Казахстану в пилотном режиме идет проект заочного освидетельствования для лиц с инвалидностью. Пилот запущен с целью предотвращения коррупционных рисков. Как он работает? Человек, который должен получить инвалидность, сначала обращается в поликлинику, берет направление и приходит на освидетельствование в Департамент труда и соцзащиты. Так было раньше. Теперь инвалиду никуда ходить не нужно: поликлиника направляет в Департамент труда и соцзащиты его дело, при этом автоматически исключаются его имя, ИИН и адрес проживания, остается только диагноз. Делу присваивается идентификационный номер. И на экспертизу в Костанае может попасть, условно говоря, человек, который проживает в Алматинской области. Решение о присвоении инвалидности комиссионно выносят три эксперта, тоже из разных регионов.

СКОЛЬКО ЖЕ У НАС БЕЗРАБОТНЫХ?

Уровень безработицы в Казахстане составляет 4,9 процента. Эти цифры, по словам Ербола Нургалиева, ни о чем не говорят.

Такая же ситуация и в Рудном: по информации руководителя городского отдела занятости и социальных программ Елены Скарединой, уровень зафиксированной безработицы в нашем городе составляет всего 0,1 процента, это 120 человек.

– В Рудном безработных 120 человек, при населении в 130 тысяч. Наверное, никто из нас не верит этим цифрам. Ведь как ведется учет безработных? Человек должен обратиться в центр занятости, его регистрируют, оказывают меры содействия в трудоустройстве. Это мировая практика. А между тем, у нас очень много людей самозанятых. Те же таксисты, которые нигде не зарегистрированы: по идее, они все безработные. И никто из них не идет в центр занятости, потому что их все устраивает: свободный график, нет начальства. Поэтому говорить о том, что у нас много безработных, это неправильно, и говорить о том, что у нас мало безработных, тоже неправильно, – отметил Е.Нургалиев.

ДИСБАЛАНС: СЕВЕР И ЮГ

– Миграционный процесс в Казахстане стоит очень остро. Сейчас как такового государственного органа, который бы регулировал миграционные процессы в нашей стране, нет. Часть вопросов находится в ведении Министерства труда, часть изучают Министерство национальной экономики, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел. Каждый госорган работает сам по себе. А между тем, наблюдается дисбаланс: на юге страны – очень большая рождаемость, резкий рост количества населения, а в северных регионах идет отток населения. Есть и этническая миграция: речь о кандасах, которых раньше называли оралманами. По их переселению наблюдается большая диспропорция. Приезжая в нашу страну (в основном, из Узбекистана, Китайской Народной Республики), кандасы расселяются по большей части в южных регионах. В связи с этим была принята программа по переселению из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные регионы, – пояснил Ербол Нургалиев.

Программа по переселению реализуется и в Рудном. За время ее существования, с 2017 года в наш город переехало 660 человек.

Адаптация переселенцев в некоторых регионах проходит сложно. По мнению Е.Нургалиева, должно смениться поколение, чтобы они чувствовали себя в Казахстане, как дома.

НА ВСЕ ВОПРОСЫ – ОДИН ОТВЕТ: ЖДЕМ СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Следуя регламенту встречи, в завершение выступления председателя Комитета труда присутствующие могли задать вопросы Ерболу Нургалиеву.

От рудничан прозвучало несколько вопросов, в частности: о снижении пенсионного возраста для женщин, воспитывающих детей-инвалидов, о повышении пособия на погребение, о продлении выплаты по уходу за ребенком.

Ербол Нургалиев отметил актуальность поставленных вопросов, в особенности касательно снижения пенсионного возраста для женщин, сейчас эту тему обсуждают во всей стране. В текущем году казахстанки выходят на заслуженный отдых в шестьдесят с половиной лет, в 2027 году будут уходить в 63 года.

– Средняя продолжительность жизни намного выросла в Казахстане, сейчас она составляет 72,5 года. Есть граждане, которые говорят о необходимости снижать пенсионный возраст, но есть и ряд людей, которые, выйдя на пенсию, хотят продолжать работать. Этот вопрос обсуждается, в Министерстве труда и социальной защиты создана комиссия, изучается международный опыт. Взвесим все «за» и «против». Думаю, что в конце первого полугодия комиссия озвучит ряд мер, которые будут приняты в рамках изменения пенсионного возраста. Кроме того, начата подготовка к принятию Социального кодекса, несколько групп работает, в том числе и по вопросу пенсионного возраста, – ответил Ербол Нургалиев.

Касаемо пособия на захоронение.

– Действительно, за последние годы стоимость похоронных услуг значительно возросла и не соответствует тем выплатам, которые осуществляет государство. 50 тысяч тенге, конечно, недостаточно. Повторюсь, Министерством труда готовится большой законопроект – это принятие Социального кодекса, в рамках которого этот вопрос поставлен. Уже есть определенные решения, к примеру: для пенсионеров-инвалидов пособие на погребение поднять до 35 МРП (около 110 тысяч тенге), для участников и инвалидов Великой Отечественной войны – 50 МРП (около 150 тысяч тенге). В течение шести-семи месяцев будет принято окончательное решение по этому вопросу, – пояснил председатель Комитета труда, социальной защиты и миграции.

О продлении выплаты по уходу за ребенком.

– Опять-таки, все изменения в законодательстве связаны с принятием Социального кодекса, он принимается в Казахстане впервые, и в нем будут учтены все вопросы социальной защиты и трудовой сферы, – заключил Ербол Нургалиев.

Елена ВОРОНИНА,
фото Мерея САМАТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *