Линию по утилизации резинотехнических изделий запустили в Перцевке
Ранее здесь функционировало предприятие по переработке шин – ТОО «Еділ и компания». Но не всё получалось. И в ТОО сменилось руководство. Сейчас его возглавляет Ринат Ишбулатов, который инициировал в Рудном несколько проектов в сфере переработки бытовых и строительных отходов. Один из них – линия по утилизации РТИ в селе Перцевка.

Проект реализован при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов и АО «Жасыл даму». Профинансирован в рамках постановления правительства, направленного на улучшение экологической ситуации в регионах. Его стоимость более 400 миллионов тенге. Мощность цеха по переработке резинотехнических изделий возросла с 3000 до 12000 тонн в год.
Выступая на открытии цеха, аким Рудного Виктор Ионенко напомнил о мусорном коллапсе, который случился в городе в 2023 году. Услуги по вывозу ТБО в то время оказывали три предприятия.
– Тогда были приняты решения, может быть, не совсем популярные. Сделали ставку на ТОО «L-Trading». И из трех мусоровывозящих компаний у нас осталась одна, которую возглавляет Ринат Ишбулатов. С тех пор начали с ним работать. Восстановили 150 контейнерных площадок. Приобрели более 600 новых контейнеров. После была сделка по передаче мусорного полигона. Согласно поручению главы государства, мы должны доводить переработку ТБО не до 20-26 процентов, как положено по нормативам, а стремиться к стопроцентной переработке мусора. Первым решением был проект по сортировке ТБО, который был запущен в этом году также благодаря АО «Жасылдаму». Второй проект тоже был продиктован жизнью. 1 июля 2022 года введен новый Экологический кодекс, который подразумевает стопроцентную переработку железобетонных изделий, строительных отходов, так как сегодня их захораниватьзапрещено. Поэтому была приобретена дробильная установка на полигон ТБО. Туда сданы на переработку железобетонные лотки, демонтированные при реконструкции тепловых сетей. Полученный продукт переработки в основной массе можно использовать в отсыпке, подсыпке дорог, на нижних слоях горизонтов дорог. И третий проект – это линия по переработке шин в селе Перцевка. В нашем городе, на ССГПО задействованы большегрузные автомобили, и вышедшую из строя резину нужно перерабатывать. У предприятия по переработке резинотехнических изделий ранее был другой учредитель. Начал работать, но возникли сложности. Так у ТОО «Еділ и компания» появился новый руководитель в лице Рината Ишбулатова, – сказал Виктор Ионенко.
Аким считает, что при хорошей взаимосвязи бизнеса и исполнительной власти можно достичь успеха. Было сложно, но за два с половиной года удалось реализовать три проекта в области зеленой экономики.
Присутствующий на запуске линии по переработке резинотехнических изделий заместитель председателя правления АО «Жасыл даму» Дархан Даутов отметил, что группа компаний, возглавляемая Ринатом Ишбулатовым, была профинансирована на сумму более миллиарда тенге. На данный момент прошло еще одно финансирование – на приобретение пяти мусоровозов.
Подробнее о новой линии рассказал руководитель ТОО «Еділ и компания» Ринат Ишбулатов.

– Предприятие имело оборудование, но немного устаревшее. И мы понимали, что потребность рынка в данном сырье гораздо больше, чем мощность нашего оборудования. В связи с этим было принято решение о модернизации предприятия. Помогла компания «Жасыл даму», профинансировала проект на 405 миллионов тенге по льготному кредитованию под три процента. Приобрели комплект: кордовырывательдля легковой и грузовой шины, малую гильотину для легковой и грузовой шины, гильотину для крупногабаритных шин – для нашего города она крайне необходима. И непосредственно саму линию, которая перерабатывает резиновую крошку. На выходе получаем пять фракций. В час можем вырабатывать от 800 килограммов до 1,3 тонны резиновой крошки в зависимости от того, легковая или грузовая резина идет на переработку, – говорит Ринат Ишбулатов.
Он рассказал, как планируют использовать продукт переработки РТИ.

Есть технология, при которой самая мелкая фракция резиновой крошки добавляется в битум для улучшения свойств асфальта, в частности, сцепления резины с дорожным покрытием. При этом увеличивается износостойкость асфальта.
– Честно скажу, мы пока далеки от этой технологии. Планируем в этом году поставить линию по производству собственных материалов. Хотим производить не только резиновую крошку, а бордюры, брусчатку, рулонные материалы – готовые изделия, которые можно будет применять при установке детских и спортивных площадок, в садах и огородах, парковочных зонах. Наш продукт будет отличаться от тартанового покрытия, которое постелено на детских площадках города, в первую очередь, качеством. Мы предоставим готовое изделие, которое нужно будет только уложить. То есть качество тартана будет зависеть от производителя, от нас, а не от подрядчика, – поясняет Ринат Ишбулатов.
Что касается приема сырья. Он осуществляется ежедневно. В большей степени в ТОО «Еділ и компания» ориентированы на предприятия горнорудной отрасли – «ССГПО», «Полиметалл», «KAZ Minerals», «Качары руда», то есть на грузовую резину. Легковаярезина перерабатывается очень быстро.

– Есть программа субсидирования EcoQolday, мы активно участвуем в ней, как переработчики. А предприятия горнорудной отрасли выступают заявителями. Они заявляют, что у них имеются отходы, мы заявляем, что можем их переработать. Заключается электронная сделка. Как только переработали отходы, сдаем отчеты в «Жасыл даму». Их проверяют, и дополнительно субсидируют наше производство, если мы всё сделали правильно, – говорит руководитель ТОО «Еділ и компания».
Перед официальным запуском линии прошел период пуско-наладки, работы в тестовом режиме. Обучали персонал работать с оборудованием. Уже имеется готовая продукция.
Три человека на предприятии трудились ранее, создано еще пять рабочих мест. Для реализации плана по производству готовых изделий потребуется еще десять работников. Размер заработной платы сотрудников Ринат Ишбулатов не озвучил, поскольку на предприятии еще считают себестоимость продукции, исходя из которой позже определятся с размером зарплаты. Но будут стараться сделать ее такой, чтобы люди хотели здесь работать.

Журналисты заметили, что в цехе холодно. Руководитель «Еділ и компания» сказал, что в помещении довольно комфортно, когда в работе все агрегаты, а они нагреваются до 60-70 градусов.
Пока предприятие работает в дневную смену. Если будут заявки, то готовы поставить и ночную смену.