Касымкаир Дюсембаев: «Рудный для нас был мечтой»

У Касымкаира Казыбаевича немало различных наград: орден Ленина и орден «Знак Почета», знак «Шахтерская слава» третьей степени, ему присвоено звание «Заслуженный горняк КазССР».

Все они дороги, но, пожалуй, особняком стоит самая первая – медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Ее получил подростком в 1946 году, за то, что во время войны не в школе учился, а работал четыре года наравне со взрослыми.

В юбилейный для Рудного год не могли не встретиться с Касымкаиром Дюсембаевым, почетным гражданином нашего города. И звание это он носит с честью, с гордостью говоря, что был и остается патриотом родного города.

– В 1956 году, 5 августа наша нога ступила на эту землю, – рассказывает Касымкаир Казыбаевич, вспоминая, как с супругой Диной Кабдрахмановной приехали в Рудный. – Тогда здесь был поселок Комсомольский. Напротив фабрики действующей была контора комбината и единственный магазин там же располагался. Мы, как молодые специалисты, приехали на строительство ССГОКа.

С Диной Кабдрахмановной Касымкаир Казыбаевич знаком с восьмого класса, учились в школе-интернате. По окончании она поехала учиться в Ленинград, в финансово-экономический институт, а он собирался в Москву, но не получилось, и поступил в Алма-Атинский горно-металлургический институт. Он окончил институт в 1956 году, а она – в 1955-м.

Это панно «Сарбайский карьер» Касымкаиру Дюсембаеву на 90-летие подарили администрация и профком АО «ССГПО»
в 2020 году

– В Алма-Ате в 1956 году мы поженились. И по направлению приехали в Рудный на строительство нашего комбината. Вначале у нас работал только Соколовский карьер, Сарбая еще не было. Поэтому год я работал в конторе, в производственно-техническом отделе управления комбината как старший инженер. А в 1958 году, когда открылся Сарбайский карьер, ушел туда по специальности и начал работать как горный инженер. В Сарбайском карьере отработал 15 лет: горным мастером, начальником участка, последние десять лет – главным инженером карьера, тогда называли техническим руководителем. В 1973 году мы сдали 20 миллионов тонн руды, это проектная мощность Сарбайского карьера. После этого меня направили начальником технического отдела управления комбината, где отработал 23 года и оттуда ушел на пенсию в 1996 году, – рассказал о своей трудовой биографии Касымкаир Дюсембаев.

Вспоминая город первых лет, говорит, что тогда и города как такового не было.

– В палаточном городке жили и строители, и горняки. Квартир тогда не было. Строились восьмиквартирные дома и общежития барачного типа. А нас, как семейных, поселили в веранде конторы профсоюзного комитета. Жили там с еще одной семейной парой. А оттуда переехали в наш первый дом – восьмиквартирный. Окон-дверей там не было, еще шли строительные работы. В ЖКО (жилищно-коммунальный отдел) нам дали панцирную кровать, шифоньер. У нас вообще никаких вещей не было, на тот момент на двоих имели один деревянный чемодан. Утром встаем, чемодан – под кровать, и на работу. Так и перезимовали. В плане жилья нам очень повезло: в декабре 1957 года сдали первый капитальный дом по Пионерской, сейчас там магазин «Ветеран», вот в этом доме на втором этаже нам дали двухкомнатную квартиру, – рассказывает Касымкаир Казыбаевич.

– Рудный был нашей мечтой: сами построили город и сейчас в нем живем, – добавляет почетный гражданин Рудного.

А родом супруги Дюсембаевы не из наших мест, а из Восточно-Казахстанской области.

– Раньше молодые специалисты по закону должны были отработать свое обучение в вузе, направляли на три года. Вот мы приехали в Рудный три положенных года отработать и до сих пор живем здесь. Здесь выросли дети и внуки, сейчас уже правнуки пошли, – говорит Касымкаир Дюсембаев.

Никогда не скучали по родным местам, не хотелось вернуться?

– В Зыряновске тоже производят горные работы, но в основном подземные, цветная металлургия. Когда отработал на ССГОКе 15 лет, осознал, что комбинат вырос на моих глазах и построен и моими руками тоже. И зачем куда-то уезжать, даже домой, там нас уже никто особо не знал. Родителей, конечно, навещали каждый год, когда сами стали семейными, ездили пореже. Поэтому решили остаться в Рудном. Наш город молодой, красивый, компактный, у него все есть: технический вуз, больше 20 школ, шесть колледжей, то есть условия для обучения молодежи созданы, – делится мыслями Касымкаир Казыбаевич.

Из плеяды первостроителей остается все меньше и меньше тех, кому город обязан своим появлением на карте Казахстана.

– Думаю, что наше поколение можно назвать истинными патриотами. Где бы и кем бы ни работали, откуда бы ни приехали, были фанатиками своего дела. Знали, что нужно работать, и зарплата не имела первостепенной роли: много ли, мало ли – что дали, молча принимали, и работали день и ночь. Люди, которые построили наш город, да и весь бывший СССР, а впоследствии и Республику Казахстан, на мой взгляд, особенные. Но жизнь не стоит на месте. Мы построили город, нынешним и будущим поколениям продолжать наше дело, дальше развивать Рудный. Если говорить о комбинате, то запасы железной руды не бесконечные: в Соколовке они кончаются, Сарбай дорабатывает свою мощность. Соколовский подземный рудник может работать долго, потому что там малая производительность – до трех миллионов тонн в год и то, по-моему, этого еще не достигли. Перспективным является Качарское месторождение. А, вообще, мелких месторождений тут много, но они очень глубоко залегают. Вот Южный Сарбай начинали разрабатывать, пока приостановили. Но придет время, и эти месторождения будут разрабатывать. Город будет жить, – считает К.Дюсембаев.

Конечно, есть в городе проблемы, которые огорчают первостроителей. Касымкаир Дюсембаев говорит о заброшенных зданиях, некогда функционировавших и приносивших пользу, их немало, в качестве примера приводит здание бывшей кожно-венерологической больницы по улице 40 лет Октября. Ветеран считает, что представителям власти, депутатам сегодня как никогда нужно больше говорить, встречаться с народом, дабы не разрасталась дистанция между государством и населением. И здесь собеседник поднимает актуальную тему роста цен на продукты питания, говоря о том, что они, по сути, не контролируются местными исполнительными органами.

Заканчивая беседу, интересуемся: доволен ли Касымкаир Дюсембаев тем, как сложилась жизнь?

– Доволен. А складывалась жизнь не так просто. В особом достатке никогда не жили и богатств не нажили, хотя оба работали инженерами. Но тем не менее, детей вырастили, выучили. В наше время было принято трудности переживать спокойно, без скандалов и восстаний, – отвечает К.Дюсембаев.

По словам собеседника, они с супругой сейчас живут в достатке, пенсии достаточно, могут и детям помочь, а те, в свою очередь, не обделяют заботой. А не хватает только одного – здоровья.

– Супруге 90 лет, мне 92-й. Мне 18 было, когда познакомились. Учились в одном классе, дружили, любили. Который раз удивляемся: столько лет вместе – 66 лет в браке, а знакомы 74 года – и никогда не ссорились. В прошлом году железная свадьба у нас была. Золотую уже отметили, бриллиантовую, – рассказывает Касымкаир Казыбаевич.

Редакция газеты «Рудненский рабочий» искренне желает Касымкаиру Казыбаевичу и Дине Кабдрахмановне отпраздновать 70-летие совместной жизни и отметить благодатную свадьбу.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»
фото Марка ТИХОМОЛОВА