В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынова. Историки вплоть до настоящего времени устанавливают новые сведения о жизни и деятельности выдающегося общественного и политического деятеля
Активное участие Байтурсынова в общественно-политической жизни отмечается во многих энциклопедических изданиях. В 1907 году он, как один из авторов «Каркаралинской петиции», заведующий двухклассным русско-казахским училищем в Каракалинске, был впервые заключён в тюрьму за критику колониальной политики царской администрации. 1 июля 1909 года Ахмет Байтурсынов, восемь месяцев находясь под следствием, вновь оказался в семипалатинской тюрьме по обвинению «в распространении идеи автономного самоуправления», сообщает газета «Наш Костанай».
Современные историки (Татьяна Тугай издала книгу «Оренбургский путь Ахмета Байтурсунова») ввели в научный оборот телеграмму «Господину Степному Генерал-Губернатору» Шмиту Евгению Оттовичу от имени супруги Ахмета Байтурсынова. Внизу текста документа стоит имя и фамилия – «Бадрисафа Байтурсунова». На телеграмме значится штамп – «канцелярия Степного Генерал-Губернатора» с датой 7 августа 1909 года. В верхней части бланка отмечено – «Телеграф. В Омск. Из Семипалатинска № 641», с добавлением – «Ответ 20 уплачен». Служебные отметки кроме того указывают: «Принято 5/8 1909 С. 493 № 80, 81. Приняла Кс. Н. Мозеръ.133 сл. 5 10 ч. 27 м». Это означает, что телеграфист приняла телеграмму, состоящую из 138 слов 5 августа 1909 года в 10 часов 27 минут. Два дня документ проходил соответствующие инстанции (в нижней части бланка с текстом рукой вписана дата за 6 августа 1909 года).
Документ не лишен эмоциональной окраски. Возмущение автора действиями царских властей было налицо. «Первого июля Каркаралах арестован мой муж, бывший заведующий русско-киргизской школой Байтурсунов, – пишет его супруга, – препровожден в Семипалатинск, где содержится тюрьме; что послужило причиной такого несчастья, нам неизвестно; произведенный обыск ничего не дал». Причину ареста Бадрисафа объясняет просто: «Думаем – на мужа сделан ложный донос киргизами на партийной почве».
Вместе с тем, текст телеграммы Бадрисафы Байтурсыновой был составлен юридически грамотно. С одной стороны, она отмечает факт, который часто использовали адвокаты, чтобы облегчить участь подсудимого. Это звучало так: «Пребывание в тюрьме, полная неизвестность судьбы своей в конец подрывают без того слабое здоровье мужа». С другой стороны, приводится явное нарушение закона со стороны полицейского ведомства. Вначале она указала, что «несмотря такое тяжкое обвинение, до сих пор не преступлено к производству следствия». Затем последовало прямое обращение к Степному Генерал-Губернатору Е. О. Шмиту. «Ваше Высокопревосходительство, если муж мой преступник закона, пусть суд его покарает, и я покорнейше прошу сделать распоряжение ускорить производство следствия, – обращается к губернатору Бадрисафа, – если же тому нет оснований, и муж мой лишен свободы лишь по доносу лиц, которым то выгодно было, не откажите, Ваше Высокопревосходительство, приказать освободить мужа моего из-под стражи». В любом случае это было прямое требование освободить заключенного.
Чтобы понять причину длительного содержания Байтурсынова под арестом, обратимся к документам канцелярии Оренбургского губернатора, где имеются протоколы, донесения жандармского и полицейского ведомств. В настоящее время известны несколько папок в фондах Государственного архива Оренбургской области, в которых имеются архивные материалы о деятельности просветителя.
Из года в год после революции 1905-1907 годов и вплоть до Февральской революции 1917 года в России в рапортах вышестоящему начальству чиновники Оренбургского департамента полиции записывали одни и те же фразы о Байтурсунове (меняя только его возраст). В письме Семипалатинского губернатора от 25 февраля 1910 года и в рапорте оренбургских жандармов от 20 августа 1916 года подробно, почти слово в слово переписывались одни и те же факты и подозрения на политически неблагонадежного. В августе 1916 года, в разгар восстания в Казахстане и Средней Азии подводился своеобразный итог: «Ахмет Байтурсунович Байтурсунов 42 лет, бывший учитель, киргизского № 5 аула, Тургайской области, в 1909 году был арестован в городе Каркаралинске Семипалатинской губернии и привлечен к дознанию в порядке Положения об охране («Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.») по обвинению в противоправительственной пропаганде среди киргиз».
Негласное наблюдение царской охранки дало свои плоды, что хорошо видно по содержанию документа. «Дознанием этим установлено, – докладывал полицейский чин, – что Байтурсунов, начиная с 1905 года, как в городе Каркаралинск у себя на квартире, так и при разъездах по аульным школам внушал киргизам не платить подати и ни в каком случае не переходить на крестьянское положение. Распространял среди киргизского населения воззвания преступного содержания, а волостным управителям советовал не собирать недоимки, указывая на то, что в России за крестьянами состоят миллионы, и им за это ничего не делают». Исходя из этих данных (о которых сообщать арестованному было не положено), царская администрация в Оренбурге долго раздумывала, какие меры принять к Байтурсынову.
Казахстанские историки выяснили, что к освобождению из тюрьмы Ахмета Байтурсунова прямое отношение имел Алихан Букейханов. Во-первых, будучи известным деятелем партии кадетов, он обратился к своим знакомым, членам ІІІ Государственной думы Николаю Скалозубову и Николаю Некрасову с просьбой вмешаться в дело Ахмета Байтурсынова.
17 ноября 1909 года Скалозубов, а затем Некрасов обратились к заместителю министра внутренних дел империи П. Г. Курлову с письменным запросом о судьбе Ахмета Байтурсынова. Параллельно обращению двум членам Госдумы Букейханов в печатном органе кадетской партии – газете «Речь» от 19 ноября 1909 года опубликовал статью под громким заголовком «Казахский (в ориг. «Киргизский») народный поэт в тюрьме». Из ее содержания выясняется аргументация автора статьи: «В здешней тюрьме (семипалатинской) томится пятый месяц Ахмет Байтурсунов – талантливый казахский поэт. В 1909 году он издал книгу «Крыкъ мысалъ» («Қырық мысал») – перевод в стихах 40 басен Крылова. Книга отпечатана в Академии наук». Благодаря всем этим усилиям Ахмет Байтурсынов был освобожден. Царскими властями принято решение о его выселении из Казахстана. После освобождения из заключения в феврале 1910 года ему на два года запретили проживать в Степном крае, Тургайской и Семиреченской областях. Таким образом, он был вынужден жить и работать в Оренбурге с 1910 года вплоть до Февральской революции 1917 года, так как над ним официально был учрежден полицейский надзор.
Опасения жандармских и полицейских чинов были не напрасны, так как описанные ими в рапортах и донесениях 1909 году действия и мнения Байтурсынова о политических перспективах в недалеком будущем сбылись, воочию воплотились в жизнь. Так, по сведению жандармских ищеек, Байтурсынов «неоднократно говорил киргизам»: «Будут тут они отбывать воинскую повинность и их переведут в русскую веру, а если отберут землю, то укочевывать (так в тексте) в Китай, что повиноваться начальству не следует, что Русский Царь в настоящее время обессилен и управлять не сможет и киргизы что захотят то и возьмут». Отдельным пунктом значилось обвинение, что он «распространяет среди киргиз преступного рода воззвания», но это уже звучало совсем не опасным деянием, как предыдущие предвидения, многие из которых действительно сбылись. Жандармы отражали взгляды Ахмета Байтурсынова в 1909 году, а через семь лет грянет восстание 1916 года в Казахстане с последующей откочевкой казахского населения в Китай. Еще через год, в феврале 1917, действительно император Николай II «управлять не сможет», а лидеры «Алаш» в том же году добьются автономии для казахов.
Таким образом, в биографии Байтурсынова открываются новые страницы (долгое время скрываемых в тиши архивных документов), доказывающие тот факт, что в течение десяти лет, с 1907 года вплоть до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года, он как «политически неблагонадежный» состоял под надзором царской охранки. В конечном итоге, Ахмет Байтурсынов стал одним из лидеров партии «Алаш», национально-освободительного движения в Казахстане.
Дмитрий Легкий, доктор исторических наук,
профессор КРУ им. А. Байтурсынова