Из России запретили вывозить лес автомобильным транспортом. Как это отразилось на Казахстане?
Дефицит сырья приводит к закрытию лесопилок в Костанае. Такая ситуация сложилась из-за запрета на вывоз леса из России автомобильным транспортом. А завозить дерево вагонами невыгодно – затраты на логистику слишком высокие. В итоге многие остаются без работы, а потребители вынуждены покупать дорогие стройматериалы и мебель, сообщил «31 канал».
На лесопилке Андрея Тенцера впервые затишье. Из-за дефицита сырья рабочих пришлось распустить. Раньше лес он завозил на машинах из России, сейчас можно только железнодорожным транспортом, но это невыгодно.
«Торговли нет, рубль российский растёт, цены повысили. Наша продукция теперь не по карману потребителям. Конечно, мы их понимаем, но и нас тоже надо понять – в убыток работать мы не можем, – подчеркнул владелец пилорамы. – Это создаёт определённые сложности и в строительстве. Многие пилорамы позакрывались, потому что не могут ввезти лес. Водители переквалифицировались в таксистов, разнорабочих, каменщиков».
Причём завозить на машинах можно только обработанную доску. Так что местные обработчики остались не у дел, и многие позакрывали свои предприятия.
Мебельная отрасль тоже в прямой зависимости от российского леса. Только в июне на плитный материал три раза поднимали стоимость.
«Люди удивляются, почему так дорого. Но стоимость возросла из-за того, что сократились поставки из России к нам. Подорожали ЛДСП, МДФ, фурнитура. Если до нового года лист ЛДСП стоил 15-13 тысяч тенге, сейчас – 23, а если листы бренда Egger, то это ещё дороже – до 28-30 тысяч тенге», – рассказала дизайнер мебельного салона Ирина Бондарь.
В итоге стоимость мебели выросла почти на 50%. Но спрос есть, говорят в мебельных магазинах, правда, покупатели стараются приобрести уже более бюджетные варианты.
В Казахстане 70% производства мебели из дерева зависит от импорта российского сырья. По словам главы Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Каната Ибраева, если не вмешаться в эту ситуацию, мебельной отрасли грозит стагнация.
«Подешевеет мебель российская, но это будет вымывание денег из РК. Россияне будут завозить, мы можем эту мебель купить, но на разнице курса дефицит покупательной способности выровняется. А конкурирующей мебели, казахстанской, попросту не будет», – дал прогноз Канат Ибраев.
Выход эксперты видят в субсидировании затрат на логистику, ведь в цене плитного материала 40% – затраты на доставку.