Хотите жить в чистоте и комфорте? — придется платить. Не согласны? — обращайтесь в суд.

С наступлением 2022 года некоторые ПКСК города объявили о повышении тарифа

И, предваряя негодование со стороны многих читателей, ссылающихся на мораторий на повышение тарифов на услуги ЖКХ, который введен Касым-Жомартом Токаевым до 1 июля 2022 года, напомним: мораторий распространяется на услуги водоснабжения, водоотведения, тепло-, газо- и электроснабжения. Кооперативы собственников квартир здесь не обозначены.

А, значит, повышать тариф или нет – решение сугубо наше с вами, как собственников квартир и членов ПКСК. Но случается и так, что тариф повышен, а жители, которые должны были принимать соответствующее решение, остаются недовольными.

К примеру, КСП «Турмыс». Во вторник в редакцию позвонила жительница дома по проспекту Комсомольскому, 6 и сообщила следующее:

– В нашем ПКСК с 1 января повысился тариф. Причем сразу на 33 процента – с 45 до 60 тенге. Звонили в жилищную инспекцию, но там ответили, что не могут вмешиваться в деятельность ПКСК. А также пояснили, какие тарифы в других кооперативах: в старой части города – порядка 54 тенге, в новых домах – 50 тенге. Почему же нам повысили сразу на 33 процента, а не на пять-десять тенге, допустим? И что нам теперь делать, если мы против?

Встретились с председателем кооператива собственников помещений «Турмыс» Людмилой Мухиной. Она прокомментировала:

– Раз в четыре года мы повышаем тариф. С 1 января 2018 года тариф был 45 тенге. Подняли на работы, которые производятся ПКСК. То есть на мытье полов, установку в подъездах пластиковых окон и межтамбурных дверей – все это вошло в тариф 45 тенге с квадратного метра. Прошло уже четыре года. Каждый год растет цена на материалы и услуги. Например, на ремонт подъезда в 2010 году было заложено 35 тысяч тенге, сегодня, точнее, в конце 2021 года, это стоило 150 тысяч тенге. Очень дорого. Поэтому в 2021 году отремонтировали всего четыре подъезда. Почему решили поднять тариф? Объясню, что вошло в смету. Ремонт 20 подъездов, установка 30 пластиковых окон (четыре года назад один оконный проем стоил 46 тысяч тенге, сегодня – 110 тысяч тенге), мытье полов (за это наши сотрудники получали 50 тысяч тенге, в этом году зарплату увеличили), расшивка швов, ремонт 1000 квадратных метров кровли. И здесь не указаны юридические услуги, на которые ПКСК тоже тратится. Если бы повышали тариф ежегодно на пять тенге, то выходило бы 20 тенге за четыре года. Мы подняли на 15 тенге. Да, могли поднять на пять тенге, но эти деньги покрыли бы только повышение зарплаты сотрудникам. Поэтому если жители хотят, чтобы в их домах и подъездах все было нормально, надо просто оплачивать. Любая работа должна быть достойно оплачиваема. Штукатур-маляр у нас получал 50 тысяч тенге, это разве зарплата?

Но больше всего журналистов интересовал вопрос: на каком основании повысили тариф?

– Общее собрание мы не проводили. Опросных листов тоже не было. Состоялось заседание правления, на котором и решили все эти вопросы. Собрания сейчас проводить нельзя, не позволяет пандемия. Хочу отметить: без повышения тарифа у ПКСК не будет возможности выполнять прежние виды и объемы работ. Смета, которая составлена на этот год, рассчитана на 100 процентную оплату со стороны жильцов. И не нужно сравнивать тарифы всех кооперативов города, что жильцы очень часто делают. Допустим, в «Спутнике» тариф 57 тенге, но там не делают такую работу, как мы. В соседних ПКСК «Ай-Дос» и «Самал» тоже нет услуги мытье лестничных клеток, – отметила Л.Мухина.

По словам председателя КСП «Турмыс», в кооперативе сложился хозяйственный подход к работе, то есть здесь стараются экономить.

– Во всех домах на каждом этаже установлены светодиодные лампы, которые позволяют существенно экономить на оплате электроэнергии. Если раньше в месяц платили 130-140 тысяч тенге, то сейчас зимой выходит 40 тысяч, а летом – 25. Мы работаем хозяйственно, для того, чтобы где-то сэкономить и сделать больше работы, – говорит председатель «Турмыс».

Обратила она внимание и на то, что ежегодно задолженность жильцов за услуги ПКСК составляет в пределах четырех миллионов тенге. Вместе с тем, становится все меньше тех, которые возражают против повышения тарифа.

Тем не менее, недовольные все же есть, они и позвонили в редакцию. Переговорив с председателем, встретились с руководителем отдела жилищной инспекции акимата Меирбеком Исмагуловым. Он отметил, что в отдел обращались жители ПКСК «Турмыс» с жалобами на существенное повышение тарифа.

Мы поинтересовались: могут ли члены правления принимать решение о повышении тарифа за услуги ПКСК?

– Деятельность потребительских кооперативов, органов управления объектами кондоминиума регулируется законом «О жилищных отношениях». Так, в статье 50 указывается, что размер расходов устанавливается соразмерно площади частной собственности жильцов. А размер оплаты утверждается общим собранием членов кооператива. Это исключительная прерогатива только общего собрания – утвердить смету расходов на финансовый год. При невозможности провести общее собрание, в соответствии с законом «О жилищных отношениях», инициативная группа вправе провести письменный опрос жителей либо проводить раздельные собрания по одному дому. Кворум должен составлять две трети от общего числа членов кооператива.

Ни того, ни другого в ПКСК «Турмыс» предпринято не было, как подтвердила председатель. Там все решили члены правления. Но их полномочия не столь велики.

– Члены правления представляют общему собранию смету расходов, если общее собрание жильцов ее утверждает, то устанавливается размер расходов – тариф. Принимать решение о повышении тарифа члены правления не могут, это можно сделать только на общем собрании членов кооператива, – пояснил руководитель жилищной инспекции.

Тогда какой же выход у жителей ПКСК «Турмыс», в частности у тех, кто не согласен с повышением тарифа?

– В соответствии с положением о жилищной инспекции, мы не имеем права вмешиваться в хозяйственно-финансовую деятельность кооперативов. Мы только осуществляем государственный контроль по содержанию и сохранению жилищного фонда. В случае, если жители не согласны или считают, что тариф принят незаконно, они имеют право обратиться в суд, поскольку статья 8 закона «О жилищных отношениях» гласит: все споры, вытекающие из жилищных отношений, разрешаются судом. Если суд примет решение, что данный размер оплаты установлен незаконно, соответственно, вынесет решение, правление кооператива обязано будет произвести перерасчет тем, кто уже оплатил услуги ПКСК по новому тарифу, – отметил М.Исмагулов.

И прецеденты есть. К примеру, в прошлом году суд признал незаконным повышение тарифа в ПКСК «Диас», там по-прежнему платят 30 тенге, и пока повышать не собираются. Надо сказать, это – самый низкий тариф в городе, а домов на обслуживании 46.

А что касается повышения тарифа в КСП «Турмыс», то тут, как гласит закон, последнее слово за членами кооператива: принять существующее положение дел или обжаловать его в суде.

Елена ВОРОНИНА,

фото Мерея САМАТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *