На протяжении года молодая мама Диана Сейдалинова вела аккаунт онлайн магазина детской одежды в Инстаграм. Дела шли неплохо, появилась своя клиентура, но всё же, возникали неудобства, главное из которых – у покупателей не было возможности вживую посмотреть товар, оценить его качество и определиться с размером.
Однажды из телевизионного выпуска новостей Диана узнала о возможности получить государственный грант на реализацию своей бизнес-идеи. Решила попробовать и стала участницей проекта «Бастау бизнес». Подготовила бизнес-план, защитила его и получила госгрант в размере 583 тысяч тенге. Деньги ушли на открытие магазина – на приобретение оборудования (стеллажей, стоек) и частично на закуп одежды. Сегодня отдел успешно работает, обретая новых клиентов.
– У нас с мужем маленький ребенок, и я понимаю, как тяжело найти качественную детскую одежду, не похожую на ту, что продается практически во всех магазинах. Так и открылся наш интернет-магазин. Год работали онлайн, потом открыли небольшой бутик – 16 квадратных метров, а через время расширились, сейчас наш отдел площадью 38 квадратных метров. Два раза в неделю работает продавец, в остальные дни я, – рассказывает владелица бутика детской одежды «Модник» Диана Сейдалинова.
Диана благодарна супругу, который поддержал ее в начале пути и до сих пор помогает в ведении бизнеса. Всё оборудование в бутике – стойки, стеллажи сделаны руками Дархана Сейдалинова. Еще молодой маме всегда приходят на выручку мама и мама супруга. Так что можно сказать, что «Модник» – это семейный бизнес.
Отличий онлайн магазина от оффлайн немало, как для предпринимателя, так и для клиентов. Диана рассказала:
– Разница большая. Когда работали онлайн, было тяжело. Сколько фото и видео не опубликуй, покупателям всё равно надо пощупать, посмотреть хорошенько, примерить одежду. Да и с размером не угадаешь. Особенно, когда только начинаешь работать и нет никакого опыта. Приходилось клиентов принимать дома, но не всем это удобно, и, конечно, многих теряешь. А в магазине все эти проблемы отпали: человек пришел, примерил, купил. Всё. Вдобавок в отделе можно показать весь ассортимент, дома этого не сделаешь, его просто негде разместить.
В «Моднике» можно найти одежду и обувь на детей от шести месяцев до восьми-девяти лет.
– Сегодня многие родители практически с первых дней рождения ребенка стараются одевать его стильно, но вместе с тем и комфортно. А мы стремимся соответствовать названию: одежда у нас в корейском стиле, в основном, оверсайз (одежда со свободным силуэтом), как сейчас модно – в однотонных цветах, без обилия рюшей, оборок и прочего декора. Изначально не продавали обувь, позже попробовали завозить небольшими партиями по пять-десять пар, покупатели появились и стали закупать в большем ассортименте. Сейчас у нас хороший выбор обуви – от 21 до 35 размера. Когда работали онлайн, конечно, при выборе ассортимента подстраивалась под сына, но сейчас уже ориентируюсь на клиентов, – поясняет Диана Сейдалинова.
Товар приобретается напрямую из Китая, без участия посредников. Ассортимент обновляется стабильно каждые выходные, конечно, учитывается сезонность. Например, сейчас спросом пользуется зимняя одежда, весной – демисезонная, в теплое время года – летняя. Всегда в наличии базовые предметы гардероба, на повседневку.
– Сложнее всего найти качественную одежду для новорожденных. У нас идет тщательный отбор этой одежды: ткани должны быть натуральные, а вещь – без замочков, чтобы ребенку было комфортно, и в то же время он был одет стильно, – говорит Диана Сейдалинова.
Качественная одежда стоит дороже, и тут нет разницы, детская она или взрослая.
– Цены у нас выше, чем в других магазинах, которые завозят товар из Бишкека. Но именно в тех, где продается такая же одежда, как в «Моднике», – корейская, китайская фабричного пошива – цены выше наших. Накрутка, в принципе, такая же, как и у всех: на что-то – 50-70 процентов, на что-то – 100 процентов, в зависимости от вещи. Конечно, стараюсь не сильно поднимать цены, – говорит Диана Сейдалинова.
Клиенты «Модника» самые разные, очень много постоянных, со времен онлайн магазина. (Всё-таки как много сегодня значит грамотное ведение бизнес-аккаунта в соцсетях). Одежду здесь покупают не только рудничане, но и жители Костаная, Лисаковска, Житикары. Кроме того, налажен сервис доставки по всему Казахстану: пакеты с фирменным штампом «Модника» уезжают в Астану, Атырау, Алматы. Что касается доставки, то еще не было ни одного случая, чтобы клиент остался недоволен. В основном, в другие города Казахстана заказы отправляются почтой, а в Костанай – на такси, с проверенным водителем.
– Ежемесячно в нашем отделе проходят акции, вот недавно была «2+1»: покупаешь две вещи – третья в подарок. Часто объявляем сезонные акции, допустим, лето заканчивается, делаем 50 процентную скидку на летнюю коллекцию. Стараемся радовать клиентов разными конкурсами, – поясняет Диана Сейдалинова.
Фишка «Модника» – фирменный штамп, который ставится на пакет с каждой покупкой. Да, это не скидка или бонус, а всё же приятно клиенту и, несомненно, запоминается, что идет на пользу бизнесу. Диана признается, что подглядела эту идею в одном из магазинов Алматы, и решила заказать такой же для своего бутика, как только он открылся оффлайн.
Два года – для бизнеса стаж недолгий, но и за этот короткий промежуток времени Диана шишек набила немало.
– Промахов хватало. Несколько раз заказывали вещи у поставщиков, еще в самом начале работы онлайн магазина, и нас обманывали. Первый раз потеряли 500 тысяч тенге. Это было огромным разочарованием. Потом вообще ничем не хотелось заниматься. Но муж поддержал, и ситуация нормализовалась, а потом и грант получили от государства, – вспоминает Диана Сейдалинова.
А как выбрать качественный товар, не увидев его воочию, чтобы не нарваться на недобросовестных поставщиков?
– Было много раз, поначалу, что ожидание не соответствовало реальности. Со временем находишь магазины, в которых заказываешь постоянно, где качество товара уже проверено и соответствует цене. Всё приходит с опытом, – отвечает владелица бутика «Модник».
Планов по развитию бутика немало, какие-то идеи рождаются на основе предложений клиентов. К примеру, есть мысль завозить одежду на детей от 10 до 15 лет, многие родители утверждают, что для подростков найти хорошую одежду в Рудном тяжеловато.
С позиции мамы Диана очень бы хотела оборудовать в отделе игровую зону: детям будет, чем заняться, пока взрослые выбирают обновки. Но, увы, поставить её пока некуда.
– Поэтому планируем снова расширяться, чтобы предложить клиентам детскую одежду от шести месяцев до 14 лет, и оборудовать детскую зону, – говорит Диана Сейдалинова.
Но, пожалуй, самым серьезным планом является открытие отдела в Костанае или в Лисаковске, клиенты «Модника» есть в обоих городах, где именно появится еще один бутик, Диана с супругом пока не решили.
Елена ВОРОНИНА,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ