Школа добропорядочности – это проект, инициированный Академией государственного управления при президенте Республики Казахстан. Его основной целью является формирование антикоррупционной модели поведения в молодежной среде и подготовка молодых представителей антикоррупционного движения новой формации.
В РИИ Школа добропорядочности действует на протяжении последних шести лет. Ее ежегодно посещает 100-120 человек, в зависимости от потока первого курса. Программа рассчитана на один семестр – 15 лекционных занятий. Это образование для повышения антикоррупционного воспитания в молодежной среде. Но на этом всё не заканчивается, студенты до четвертого курса участвуют в мероприятиях и олимпиадах, связанных с антикоррупционным воспитанием, пишут научные статьи. Дисциплина не является дополнительной, а обязательна к изучению. Экзамен по добропорядочности сдают в виде тестирования с выбором правильного ответа.
От заведующего кафедрой истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин Радика Тажибаева узнали о программе и пользе ее преподавания:
– Антикоррупционное воспитание включает в себя много различных составляющих. Это идеологическое, патриотическое и эстетическое, что в совокупности приносит антикоррупционное воспитание. Когда мы говорим о том, что в настоящее время обязательным является среднее образование, то несколько лукавим, потому что образование само по себе не может быть средним. Оно включает в себя обучение различным наукам: русский язык и литература, математика, физика, химия. Образование, в первую очередь, – это обучение и воспитание. Воспитанный человек никогда не будет употреблять нецензурные слова в общении с коллегами и подчиненными, никогда не позволит себе залезть в «карман» своей страны. На занятиях студенты моделируют ситуации, связанные с коррупционными рисками, и находят правильные пути выхода из них. По окончанию занятий в данной школе у молодежи полностью меняется мировоззрение. Для них принять взятку будет не правильно, сравнимо с переходом на красный свет.
По программе Школы добропорядочности студенты изучают биографию наших великих земляков, которые на примере своей жизни показали служение Родине, не задумываясь о личном благе. Три известных судьи: Толе бий, Казыбек бий и Айтеке бий могут быть примером не только для молодежи, но и ныне действующего судейского корпуса. Эти люди не задумывались о личном обогащении, а только о справедливости и благе своего народа. Студенты изучают историю казахстанских патриотов: Бауыржана Момышулы, Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой и других, известных писателей, поэтов, не только тех, кто боролся с коррупционными правонарушениями, но тех, кто просто незабвенно служил своему народу.
– Коррупция есть и будет, – добавил Радик Тажибаев. – Потому что коррупция, как и любое преступление, – это социальное явление, зависящее от различных факторов. Это может быть неустроенность, боязнь за свою жизнь, или система, попав в которую человек не может по-другому жить. Снизить уровень коррупции – в этом состоит наша главная задача. Если мы это сделаем, то уровень жизни казахстанцев станет намного выше, потому что большие денежные потоки уходят в карман не совсем честных чиновников.
Студенты же поведали о проводимых мероприятиях и своем отношении к коррупции.
Владислав Дудров:
– Примером проводимых у нас в институте антикоррупционных мероприятий является операция «Чистая сессия». Членами операции являются представители администрации, студенческого актива, органов внутренних дел и средств массовой информации. Во время сессии для снижения коррупционной составляющей преподаватель, ранее проводящий данную дисциплину, не имеет права присутствовать на экзамене. А имена и фамилии студентов шифруются, чтобы проверяющие не могли знать, кто сдает экзамен.
Алина Баева:
– Я считаю, что коррупция – одно из самых опасных и всепроникающих негативных социальных явлений, потому что ее пагубное воздействие можно заметить в любой стране. Коррупционером может стать любой человек, будь то государственный служащий, сотрудник частной фирмы или какое-то должностное лицо, это человек, который выбрал в виде дополнительного заработка коррупционные схемы. Когда студент дает преподавателю взятку с целью получения хорошей отметки, то в конечном итоге мы получим неграмотных специалистов. Студент, купивший диплом педагогического института, может в будущем неграмотно и некачественно преподавать в школах или высших учебных заведениях. Строитель, купивший диплом, может совершить ошибку, из-за которой обрушится здание. Но самое страшное – это медик. Из-за купленного диплома он может неправильно поставить диагноз, а еще хуже, если при плановой операции неграмотно ее провести.
Иван ЛЕЩЁВ,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ