Сотрудниками полиции проводится большая работа, направленная на профилактику данного вида преступлений. Но, как показывает практика, она является недостаточной, а в некоторых случаях не эффективной.
Примерно месяц назад было проведено профилактическое мероприятие с сотрудниками ССГПО. Там говорили, что если в прошлом году было зарегистрировано 270 фактов интернет-мошенничеств на сумму более 400 миллионов тенге, то на начало текущего года – уже более 70 фактов, подавляющее большинство пострадавших – сотрудники ССГПО. С начала года ущерб от данного вида преступления составил более 77 миллионов тенге.
– Если с такими темпами будем идти, то у нас каждый пятый или шестой станет потерпевшим, – высказался начальник УП Рудного Булат Иманов. – В этой связи мы бьем тревогу и доводим до всех жителей буквально вчерашний случай. К нам пришел потерпевший – работник АО «ССГПО». Ранее мы проводили по месту его работы профилактическую беседу, он непосредственно участвовал в «круглом столе», и вроде бы внимательно слушал. А тут приходит с заявлением, что стал потерпевшим, сумма ущерба – 7,5 миллионов тенге. Говорит, что всё знал, но не понимает, как такое могло случиться. Ответ очень простой – всё, о чем мы говорим людям, они просто не хотят слышать. Приходят на собрание, как будто бы послушали, и пошли домой. А в итоге приходят к нам с заявлением о том, что стали жертвой того или иного преступления.
Правоохранительными органами проводится работа и с банками. Когда к тем приходят клиенты, желающие оформить кредит, работниками задается вопрос о том, с какой целью он оформляется. На этом этапе уже «спасли» восемь человек от мошенничества. Сейчас не нужно собирать различные бумаги о доходах и приходить в банк с доверенными лицами. Систему упрощают для удобства клиентов. Но в то же время, упрощают и для мошенников, так как им становится проще получить средства потенциальных жертв, а вот вернуть их будет намного тяжелее.
Стражи порядка пытаются донести до горожан, чтобы были более внимательны, и не попадались на различные уловки мошенников. Если вам позвонили по телефону, и человек на другом конце трубки представляется сотрудником банка или кем-либо еще, говоря, что некто пытается завладеть вашими сбережениями, просто вешайте трубку. В банке есть служба безопасности, которая не допустит подобного, а так вы сами предоставите всё необходимое на блюдечке.
Иван ЛЕЩЁВ,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ