А мечтала ведь работать в школе. Но жизнь расставила всё по своим местам. И сегодня Надежда Николаевна убеждена, что именно работа в детском саду была ее предназначением. Она настолько любила и любит свою профессию, что это передалось ее дочерям, которые пошли по стопам матери.
Наша собеседница родом из поселка Комсомолец (ныне Карабалык), жила и училась в Кустанае. Вышла замуж, поступила в институт на историко-филологический факультет. Муж устроился на работу в Рудный, и в 1963 году, тогда родилась старшая дочь, Надежда Николаевна переехала в наш город.
Практику новоиспеченный педработник проходила в школе №1, и ее готовы были взять на работу. Но встал вопрос: куда девать ребенка?
– В те годы в каждом микрорайоне был детский сад, в городе было очень много детсадов. Но и детей было много: рудничане были молодые, все создавали семьи, хотели работать и отводили детей в сады. Поэтому у меня не было возможности устроить дочь в детский сад. И тут поступило предложение: пойти работать в детсад. Хотя, конечно, очень хотела работать в школе. Но, наверное, судьба преподнесла такой подарок, и я стала работать в детском саду, – вспоминает Надежда Кутепова.
Ее первое место работы – детский сад в поселке ФЗО. Добираться туда из района первой школы, конечно, было непросто, да еще и с маленькой дочкой на руках. Потом руководство приняло решение перевести Надежду Кутепову в ясли-сад №1 треста «Соколоврудстрой» (сегодня здесь располагается специализированный дом ребенка), где и началась ее плодотворная деятельность на ниве дошкольного образования. Здесь она работала воспитателем, методистом.
С болью Надежда Николаевна говорит о тяжелых временах, когда в городе стали закрываться детские сады.
– В городе, где было больше 50 детских садов (!), остался всего один детский сад городского отдела образования – ясли-сад №2 по улице Королева. И мне предложили перейти туда, тем более что наш сад закрывался. Устроилась в сад №2 методистом. Долго там проработала, была и заведующей. Спасибо за совместную работу Кузьме Михайловичу Сенчеву (бывший руководитель городского отдела образования – Примечание автора). Работать было очень трудно. Финансирование было очень скудное. В саду тогда было около 150 детей. Но поскольку многие родители испытывали трудности с работой, детей стали забирать из детсада, платить за него было нечем. А сотрудники? Ведь им была нужна работа. Правильно говорят: историю пишут люди. Моя история написана людьми, с которыми я встретилась в жизни, с которыми работала. Они меня поддержали, поверили мне. Я говорила: «Мы выживем. У нас всё будет хорошо!». Знаете, в 1992-м, или в 1993 году полгода, наверное, даже больше, работали без зарплаты. И стали создавать новые программы. В то время к нам устроилась методистом старшая дочь Елена (Елена Кутепова сегодня является заведующей детским садом №8, ее стаж более 30 лет – Примечание автора). И началась наша совместная трудовая деятельность, – говорит Надежда Николаевна.
Что в те годы подразумевалось под новыми программами в детском саду? – Стали озадачиваться самообразованием детей, в большей степени их духовным развитием. Хотелось привнести в жизнь детей что-то красивое.
– Методик соответствующих тогда не было, всё разрабатывали сами – кто где-то что-то услышал, увидел, прочитал, то и старались воплотить в жизнь. Потому что мы хотели работать, мы хотели жить. Стали ходить по домам в районе бывшего «Босфора» и предлагали людям приводить детей в наш сад. И детей начали приводить, – вспоминает Надежда Николаевна.
И в тот момент завгороо Кузьма Сенчев предложил ей открыть в саду коммерческую группу: для тех детей, чьи родители будут в состоянии оплачивать услуги педагогов. И такие нашлись.
– Сумму, конечно, они оплачивали мизерную. Но хочу сказать, что в то время родители откликнулись и мы жили как одна семья. Ведь хотели одного: сделать жизнь детей в детском саду как можно интереснее, – говорит Надежда Кутепова.
Через время обстановка в стране стала налаживаться, и в Рудном назрела необходимость восстановления детских садов. В акимате Надежде Николаевне предложили переехать в здание побольше, и она активно занялась поиском подходящего. Тогда возглавляемый ею коллектив уже был заметен в сфере образования: выступали на семинарах, проводили открытые занятия.
Новое здание нашлось – это был бывший ясли-сад №20 по Сандригайло, пребывавший в полной разрухе. Сюда и переехал практически весь коллектив яслей-сада №2, на новое место перекочевал даже номер дошкольной организации. Акимат выкупил его, и началось восстановление детского сада. Говоря о тех временах, Надежда Кутепова с теплотой вспоминает экс-акима Николая Денинга, который огромное внимание уделял дошкольным организациям, и бывшего руководителя гороо Ильдара Гиззатуллина, снискавшего достойную репутацию у педагогов Рудного.
Восстанавливали сад, можно сказать, всем городом – и директоры школ, и предприниматели, и родители. На всё ушло около девяти месяцев. В 2004 году открылся второй государственный детский сад после событий 90-х годов, ранее начал функционировать сад по Марите Бежите.
– Коллектив сада был одной командой, даже больше – семьей. У нас была одна цель: дать детям радость, подарить им хорошее, счастливое детство. И заложенное тогда продолжается сегодня. Заходишь к детям в группу, а я часто прихожу в свой родной сад, видишь детские глаза, их улыбки – и всё забывается. У меня радостно на душе от того, что это было в моей жизни, – говорит Надежда Николаевна.
Видя, как хорошо пошли дела в возрожденном детсаде №2, руководство города приняло решение продолжить восстановление дошкольных организаций, выделив деньги на выкуп этих зданий. Переговоры с их владельцами поручено было вести Надежде Кутеповой. В числе первых тогда в Рудном распахнул свои двери ясли-сад №5.
До 2008 года Надежда и Елена Кутеповы работали в яслях-саде №2. Потом Елену Вячеславовну перевели заведующей в ясли-сад №8, а Надежде Николаевне пришло время уходить на заслуженный отдых. Для нее это было очень болезненно.
Но пенсия длилась недолго, всего год. Потом Ильдар Гиззатуллин предложил ей устроиться в сад №8 педагогом по эстетике. Около семи лет она еще трудилась в любимой профессии. В общей сложности стаж Надежды Кутеповой составляет 51 год! Она прошла все этапы: начинала воспитателем, совмещая порой эту работу с работой нянечки, была методистом и руководителем.
– Всё зависит от того, какие люди тебя окружают. И в то же время, какой ты человек – такие люди к тебе и потянутся. Всегда старалась быть открытой для коллектива, дать добрый совет, чем-то помочь, – считает Надежда Кутепова.
Говоря о современном дошкольном образовании, она говорит, что оно претерпело большие изменения, и нуждается в большом внимании со стороны государства.
– Откуда начинается воспитание, образование человека, личности? – С детского сада. Это нельзя забывать. В свое время мы много сил положили на то, чтобы в нашем детсаде №2 появились педагоги по профилю – по эстетике, логопеды, спортинструкторы, хореографы. Потом эти единицы убрали. А дети привыкли. Да и воспитатель не может охватить всё это в одиночку, ему нужно сдавать различные отчеты, на которые уходит много времени. Поэтому хотелось бы, чтобы в детские сады вернули педагогов дополнительного образования, – выражает мнение ветеран дошкольного образования.
Еще один больной вопрос подняли в разговоре с Надеждой Кутеповой – заработная плата в детских садах.
– Раньше мы получали небольшую зарплату, но никогда не жаловались. Сейчас, на фоне цен, зарплата в детских садах маленькая, особенно у помощников воспитателя – они зарабатывают очень мало, а какой у них труд, какой напряженный график работы. Такая же ситуация и с прачками, кухрабочими, поварами – на эти категории работников детсадов надо обязательно обратить внимание, надо их поддержать. У педагогов есть возможность получать больше – сдавать экзамены на категорию, у них, конечно, сейчас оплата получше, – считает Надежда Николаевна.
Спросили Надежду Николаевну об инклюзивном образовании. Педагог со стажем убеждена, что дети с особыми образовательными потребностями должны воспитываться в социуме, ни в коем случае нельзя ограничивать их мир квартирными стенами. В ее бытность еще не было инклюзии в детсадах на таком уровне, как сегодня, да и детей с особыми потребностями было меньше. Поэтому она рада, что в городе есть условия для обучения дошкольников с особыми образовательными возможностями.
Надежда Кутепова убеждена, что в каждом детском саде должен быть логопед. Сегодня, когда диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) ставится очень многим детям в возрасте от двух лет и старше, это крайне важно.
– И в наше время в детсадах были дети, которые не разговаривали или говорили плохо, в городе даже был логопедический детсад. А в остальных садах была программа по звуковой культуре речи. С детьми занимался педагог. Но он не мог в силу других обязанностей много времени этому уделять, поэтому давали задания родителям заниматься с ребенком дома. А когда в детском саду появился логопед, стало намного лучше. Этот специалист работал целенаправленно. И стольких детей выправилось и в школу уходило с хорошими речевыми навыками. Но сегодня логопед есть не в каждом детском саду, а водить ребенка к частному специалисту не каждый родитель может себе позволить, – рассказывает Надежда Николаевна.
Родителям Надежда Кутепова отдает главную роль в жизни ребенка, что бесспорно. Поэтому и выстраивание взаимоотношений между педагогами детсада и родителями считает важнейшей задачей руководителя дошкольной организации.
– У нас одна цель – чтобы ребенку было хорошо. Да, бывало, что некоторые родители принимали наши советы в штыки. Но, в основном, у нас в этом плане всё было хорошо. Повторюсь, первостепенная задача в дошкольном образовании – чтобы родители услышали педагогов, а педагоги слышали родителей. Важен союз. Если сравнить, то могу сказать, что раньше родители были более открыты к диалогу, и были заинтересованы в союзе с педагогами, – говорит Надежда Николаевна.
…2 мая Надежда Николаевна отметила 80-летний юбилей, по ней и не скажешь, правда? Она, как и прежде, активна, на связи с бывшими коллегами и выпускниками, в курсе всех преобразований в системе образования.
– Ни дня не сожалела, что всю жизнь отработала в детском саду. Это мое предназначение. Я не могу без детей. Мое сердце всегда для них открыто, – говорит Надежда Кутепова.
Елена ВОРОНИНА,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ