Ахметовские чтения прошли в Рудном

К участию приглашалась молодежь некоренной национальности

Центр обучения языкам организовал и провел городской конкурс выразительного чтения произведений Ахмета Байтурсынова, который прошел в рамках 150-летия со дня рождения Учителя нации и празднования Дня языков народа Казахстана.

Участники конкурса – молодежь в возрасте от 14 до 25 лет, которые обучаются на русском языке.

Руководитель Центра обучения языкам Жанна Джамбурчина рассказала:

– В школах наблюдается прогресс в изучении государственного языка: об этом свидетельствует то, что с каждым годом растет количество желающих участвовать в различных конкурсах среди знатоков казахского языка.

Заявку на прошедший конкурс подали 12 человек, но две девочки заболели, поэтому участвовали 10. В основном, это ученики школ. Больше участников взять не могли, так как, согласно положению, от одного учебного заведения выступает один представитель. Возможно, в школах проходили аналогичные конкурсы, победитель которого и получил возможность участвовать в городском.

Конкурс выразительного чтения включал три этапа: знакомство с участником на казахском языке (можно было сделать видеоролик или презентацию о себе), викторина на знание биографии Ахмета Байтурсынова, и чтение стихотворений.

В составе жюри – методист городского отдела образования Гульнар Аккужина и учителя казахского языка и литературы школы-гимназии №7 имени Беимбета Майлина и школы №19.

– В первую очередь, жюри оценивали правильное произношение, умение понимать, что слышишь и говоришь. Конечно, требовалось продемонстрировать знание творчества Ахмета Байтурсынова, – отметила Жанна Джамбурчина.

Что касается викторины. Она практически для всех участников стала загвоздкой: вопросы, по большей части, действительно попадались непростые.

Жанна Джамбурчина пояснила:

– Мы смотрели учебную программу перед подготовкой викторины. И если судить по её содержанию, ребята должны были справиться с предложенными заданиями. Учителя, готовя их к конкурсу, должны были делать особый акцент на знание биографии и творчества Ахмета Байтурсынова: о чём то или иное произведение, какую основную тему поднимает автор. В этом, конечно, были сложности, и участники растерялись. Но мы учитывали, что конкурс проходил в начале учебного года и времени на подготовку было не так много. А вот произведения Байтурсынова все участники прочли хорошо, особенно Илья Мухин, который подобрал под стихотворение удачный видеоролик. Все участники продемонстрировали креативный подход к выполнению первого задания, когда знакомили жюри о себе. Например, Ксения Смирнова показала в видеоролике один день из своей жизни на казахском языке.

По итогам городского конкурса все участники получили благодарственные письма и дипломы, а также памятный приз – статуэтки с изображением Ахмета Байтурсынова. Итак, первое место завоевал Илья Мухин (школа-лицей №4), второе – Полина Пыхтина (школа-гимназия №10), Зулайхо Досова (социально-гуманитарный колледж имени Ибрая Алтынсарина), третье – Ксения Смирнова (гимназия №2), Карен Мамоян (гимназия №5).

Надо отметить, что в конце года Центр обучения языкам проведет ежегодный форум, в ходе которого денежными сертификатами будут награждены все рудничане, кто тесно сотрудничал с коллективом на протяжении года, участвовал в мероприятиях. И обладатель первого места прошедшего конкурса выразительного чтения Илья Мухин будет тоже обязательно награжден. Еще один стимул для всех изучать государственный язык.

Карен МАМОЯН, учащийся 9 класса гимназии №5:

– Казахский язык изучаю только в школе, с репетиторами никогда не занимался. На самом деле, казахский язык очень сложный для меня, поскольку я другой национальности – езид, он мне трудно даётся, особенно выговаривание специфических букв, окончаний. Но потихоньку учу. И какие-то достижения уже есть. Например, пою и рассказываю стихотворения на казахском языке на протяжении восьми-девяти лет, участвую в конкурсах и занимаю призовые места. Мне это нравится, приятно оттого, что я, хоть и другой национальности, но пою и учу стихи на государственном языке. Ведь я живу в Казахстане, и хочу общаться с людьми на их родном языке, это для меня является мотивацией. Сейчас я понимаю разговорную речь, но ответить не могу, и в будущем хочу этого достичь. Родители меня поддерживают в этом, гордятся, что стремлюсь изучать государственный язык.

Если сравнивать мой родной езидский язык с казахским, можно сказать, что они чем-то похожи, но не во многом. Впрочем, как и две национальности – казахи и езиды, тоже очень разные.

Кроме казахского, плотно еще изучаю английский язык: раньше и с репетитором занимался, а сейчас времени свободного меньше, поэтому стараюсь максимально усваивать школьную программу.

Готовясь к конкурсам по казахскому языку, всегда советуюсь со своим учителем Шайкемеловой Бахыт Дельмухамбетовной, она мне всегда помогает во всём. Стихотворение, которое сегодня рассказывал, выбрала Бахыт Дельмухамбетовна, мы посоветовались, и пришли к выводу, что я смогу его прочесть как надо.

Нина АМАНАТИДИ, учащаяся 10 класса школы №3:

– По национальности я гречанка. Углубленно казахский язык изучаю с пятого класса, а вообще – с первого класса. С рождения и до 13 лет я жила на юге Казахстана, там, в принципе, невозможно не знать казахский язык. Два года назад наша семья переехала в Рудный.

Казахский язык здесь плавный и мелодичный, интересно изучать его на новом месте. Тем более, несмотря на то, что я жила в языковой среде, свои знания казахского оцениваю как средние.

Мне нравится изучать, читать стихи на казахском языке, особенно Абая Кунанбаева, они у него такие мелодичные. Песни на казахские языке тоже классные. Изучаю традиции казахского народа. Например, меня очень удивило, когда узнала, что казахи наливают как можно меньше чаю тем, кого они уважают. Для меня это было странно, но уже привыкла. Однажды была свидетельницей, как крали невесту: в Караганде была свадьба моей сестры, её провели по всем обычаям. Было весело за этим наблюдать.

На сегодняшнем конкурсе немного разволновалась. Во втором туре попались сложные вопросы, поэтому растерялась. А вообще старалась хорошо подготовиться: изучала сочинения Ахмета Байтурсынова, его биографию.

В 11 классе будут учитываться проходные баллы ЕНТ по казахскому языку, хочу набрать максимальный балл. Планирую поступать в казахстанский вуз – на дизайнера или что-то в этом роде. Конечно, хотелось бы получить государственный грант, буду стараться.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото Марины КОЛЧАНОВОЙ, автора