Профессия ювелир – редкая и востребованная, она объединяет в себе техническое и творческое начало. Специалисту важно знать особенности металлов и камней, владеть техниками обработки материала, уметь чертить и рисовать. Все эти навыки в сочетании с тонким художественным вкусом, терпением и кропотливостью на практике воплощаются в ювелирное изделие.
В Рудном есть ювелирные мастерские, где работают как опытные, так и молодые мастера, и недостатка услуг в данной сфере не ощущается. Особняком же среди коллег по цеху стоит Ваган Хачатрян – ювелир-модельер с 40-летним стажем. Лом золота (ломом принято считать изделия, которые уже невозможно использовать в качестве украшений: порванные цепочки, не подлежащие восстановлению, изделия с серьезными дефектами, фрагменты каких-то украшений из золота, деформированные браслеты) он превращает в украшения. До него в его роду ювелиров не было, а мы знаем, что армяне – признанные в мире мастера ювелирного искусства, теперь же их трое – вместе с отцом работают сыновья, семейное дело.
Ваган Хачатурович считает, что если есть талант, ювелир может быть самоучкой, было бы стремление работать над собой, но получить соответствующее образование, конечно, лишним не будет. Сам он окончил художественную академию прикладного искусства в Ереване, после чего начал работать на Ереванском ювелирном заводе.
– В академии нас учили рисовать, преподавали скульптуру, черчение. Полученные знания позволили мне сразу поступить в цех модельеров на ювелирном заводе. Естественно, с первого дня невозможно было работать модельером, два-три месяца был учеником, потом уже сам создавал авторские изделия. Работу оценивал худсовет. Так и пошло, – вспоминает Ваган Хачатрян.
На вопрос: почему столько лет держится в этой профессии, собеседник ответил: «До сих пор люблю свою работу. Мне исполнилось 69 лет, но я с удовольствием прихожу на работу. Чувствую здесь себя как рыба в воде, я на своем месте».
– Что главное в моей работе? Как я понимаю: любить надо свою работу. Не могу передать словами, что чувствую, когда делаю интересное изделие. Это человек должен чувствовать. Есть ювелиры, которые занимаются ремонтом украшений, научились классно это делать, молодцы, зарабатывают на жизнь. А для меня в первую очередь – удовольствие от того, что я делаю, потом – деньги, они второстепенные, хотя важные, – объясняет Ваган Хачатрян.
Творческая составляющая для ювелира – всё, но бывают дни, когда вдохновения нет.
– Бывает, приходит человек, говорит, какое изделие он хочет, а я понимаю: душа не лежит и всё. Но надо. Поэтому никого не обижаю, никому никогда не отказываю. А есть изделия, которые делаешь с большим удовольствием, ждешь, когда пройдет ночь и наступит утро, и торопишься на работу, – рассказывает ювелир.
Несмотря на большое разнообразие драгоценных металлов, золото остается вне конкуренции – чаще всего именно из него и делают украшения клиенты Вагана Хачатряна.
– Сегодня, по большому счету, не особенно важен материал. Можно и из серебра творить чудеса, из мельхиора. Конечно, есть много людей, кто предпочитает только золото. А для меня золото – очень интересный металл, из которого можно сделать шикарное изделие, – говорит собеседник.
Среди драгоценных камней, с которыми работает ювелир-модельер, – бриллианты, сапфиры, изумруды, аметисты, и любые другие, которые пожелает клиент. Драгоценные металлы и камни ювелир заказывает специально, ориентируясь на предпочтения клиентов.
Не могли не поинтересоваться мнением эксперта: поменялось ли с годами качество золота?
– Естественно, поменялось. Не хочу никого обсуждать. Но часто приходят клиенты, показывают свои изделия – из турецкого, китайского, сирийского золота, непонятно вообще, что за металл. Женщина как-то хвалилась украшением, которое покупала в Италии, посмотрел, а там золота-то почти и нет. Хотя, золото есть золото, в таблице Менделеева оно неизменно. В советские времена с этим всё было честно, правильно, по ГОСТу: и лигатура была, и проба стояла – 583 или 585, 750. И ювелир чувствовал ответственность, недопустимым было испортить золото. А сегодня кому насколько совесть позволяет испортить золото, столько и портят, – сетует ювелир.
– Может ли человек несведущий определить: из настоящего ли золота ему продали украшение в магазине?
– Не думаю. Потому что есть разные металлы, плюс опыление, и техника развита очень сильно. Вещи делают очень красивые, но содержание золота там под вопросом. Долговечно ли такое золото? Оно может существовать, другое дело, что это – обман, как ни крути.
– Какие инструменты нужны для работы ювелира?
– Несмотря на то, что сегодня большое разнообразие инструментария, то, чем пользовались много лет назад, нужно и сегодня. Если организуешь литейное производство, тоже много оборудования сейчас для этого есть. Но я этим не занимаюсь. Всё, что я делаю, делаю вручную. Переплавил кусочек материала, и из него получил все те профили, которые необходимы. Конечно, на каком-то этапе работы понадобятся инструменты – ювелирные плоскогубцы и так далее. Естественно, хорошие инструменты нужны, но, по большому счету, если у тебя есть фантазия, то и простыми, примитивными инструментами можешь творить необыкновенные изделия.
– Часто ли поступают необычные заказы, которые вас удивляют и потом запоминаются?
– Да, бывает такое. Например, приходила пожилая дама, принесла серебро и попросила сделать брошь. Редко обращаются люди с эксклюзивными заказами из серебра, дешевле купить, а тут еще и брошь захотели: брошь – особое, не повседневное ювелирное украшение, не каждый понимает её значение. На вопрос: «Какую именно брошь хотите?», женщина ответила, что оставляет это на мой вкус. Я так и сделал, и она была очень довольна. Часто приходят и показывают украшения из каталогов: могу сделать любое – не проблема.
– А обращаются ли за реставрацией ювелирных украшений?
– Да. Таких заказов, конечно, не так много, как починка украшений, но периодически реставрирую ювелирные изделия. Вообще, реставрация – совсем другое и весьма непростое направление в нашем деле. Попадаются такие сложные, старинные изделия, что нужно знать, как к ним подойти, в противном случае, можно моментально и окончательно их испортить. Так что для реставрации украшений ювелиру нужен опыт.
Чаще всего, конечно, к ювелиру приходят женщины, ассортимент дамских украшений не мал, но большей популярностью пользуются кольца и серьги, реже – колье, кулоны. Мужчины же заказывают, в основном, кольца с печаткой, цепочки, и, конечно же, ювелирные изделия в подарок.
Изготовить обручальное кольцо ювелир может за пару часов, а вот на уникальное колье может уйти и несколько недель.
Профессию ювелира не принято считать вредной, скорее – престижной, тем не менее, и она несет в себе определенные минусы для здоровья. За изящными, филигранно выполненными кольцами, серьгами, браслетами и кулонами стоит немалый труд, и даже физическая сила, не всё здесь только творчество. Потому, наверное, ювелир в большей степени профессия для мужчин.
– Не бывало такого, чтобы глаза меня подводили, но зрение, конечно, с годами ухудшается: раньше работал без очков, сейчас без них никак. Ювелирное дело такое – глаза устают. Когда работаешь с кислотами, дышишь парами, это тоже вредно, – говорит Ваган Хачатрян.
– Какими качествами должен обладать ювелир?
– Как и специалист любого дела, первым долгом нужно быть человеком, человеческие качества очень важны, и душевные качества тоже, то, как ты понимаешь окружающий мир, как относишься к своей работе, к людям. Если всё это есть, в любой специальности можешь быть хорош.
– Благодарю за беседу.
Елена ВОРОНИНА,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ