В ноябре прошлого года Рудненский индустриальный институт был переименован в Рудненский индустриальный университет.
Что принесут с собой изменения, какие задачи стоят перед руководством и профессорско-преподавательским составом, и чего ждать абитуриентам и студентам РИУ?
Об этом рассказала временно исполняющая обязанности председателя правления – ректора Лариса Божко.
– Наш вуз на рынке образовательных услуг с 1959 года. Реорганизационные изменения были инициированы руководством вуза и профессорско-преподавательским составом. Статус университета позволяет вузу перейти от специализации к универсализации. Необходимо уходить от узкоспециализированных направлений, а в большей степени готовить специалистов, которые смогут работать в разных отраслях. Если раньше мы готовили специалистов для горно-металлургической отрасли, и они, как правило, трудоустраивались на крупных горнодобывающих предприятиях, в том числе и АО «ССГПО», то теперь необходимо готовить специалистов, которые должны иметь компетенции в области информационных технологий, предпринимательства, менеджмента, управления изменениями, – говорит Лариса Божко. – Кроме того, нужно учитывать, что наши выпускники должны будут повышать уровень квалификации. Возможно, даже смогут менять траекторию работы. А те навыки и компетенции, которые мы даем им в настоящее время, в рамках универсализации, позволяют подготовить выпускников в соответствии с требованиями времени.
– Что же принципиально меняется в деятельности института?
– Статус университета обязывает менять образовательные программы и вкладывать в них наши универсальные компетенции. Скажем, если раньше образовательные программы «Горное дело» или «Добыча полезных ископаемых» включали в себя только дисциплины, связанные с инженерной подготовкой, то в настоящее время в эту образовательную программу включены и мягкие компетенции. Появляются дисциплины, которые связаны с искусственным интеллектом, с управлением изменениями, дизайном мышления. Как правило, университет во всем мире – это многопрофильное учебное заведение.
Статус университета позволяет вузу участвовать во многих международных программах, так как некоторые грантодатели отдают предпочтение вузам со статусом университета. Это способствует расширению нашей интернационализации и нашему позиционированию на международном рынке образовательных услуг, позволяет более активно работать с зарубежными партнерами и заключать договоры о сотрудничестве, которые в дальнейшем будут направлены на повышение качества образовательного процесса.
– Образовательные программы уже изменились?
– Ежегодно проводим актуализацию образовательных программ. С этого учебного года предлагаем абитуриентам новые образовательные программы. Это две образовательные программы двойных дипломов, которые разработали в статусе университета. Одна программа с Уральским федеральным университетом – «Международный и корпоративный менеджмент». Абитуриенты, которые поступили на данную образовательную программу, два года будут обучаться в РИУ, и два года – в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург). Получат два диплома –Республики Казахстан и Российской Федерации.
Вторую программу разработали совместно с Томским государственным архитектурно-строительным университетом. Это «Безопасность, жизнедеятельность и защита окружающей среды». Она появилась на стыке двух программ: «Безопасность, жизнедеятельность и защита окружающей среды» и «Техносферная безопасность». Симбиоз этих двух образовательных программ позволил нам с российскими коллегами разработать новую образовательную программу, которая направлена на прогнозирование, предупреждение ЧС.
– Насколько котируются двойные дипломы?
– Во-первых, это уникальные и эксклюзивные программы. Выпускники образовательной программы «Международный и корпоративный менеджмент» будут работать в транснациональных и иностранных компаниях, в совместных предприятиях. Там очень солидный блок языковой подготовки. Они будут знать специфику управления крупным бизнесом с учетом мировых тенденций. Если выпускник планирует трудоустроиться на территории РК, то он, как правило, оперирует дипломом РИУ, если его привлекает российская компания, которая открывает производство на территории Казахстана, или планирует строить карьеру в странах СНГ, то может использовать российский диплом.
Кроме того, Томский государственный архитектурно-строительный университет предлагает бюджетные места абитуриентам, которые поступят на программу совместную программу «Безопасность, жизнедеятельность и защита окружающей среды». Мы, со своей стороны, предоставляем скидки в оплате за обучение.
Первые выпуски по этим двум программам будут через четыре года.
– Расскажите о преподавательском составе в свете преобразований и получения статуса университета?
– Нормативная база, которая разработана на уровне Министерства науки и высшего образования РК, предполагает единые требования, как к институту, так и к университету и академии. Есть определенные требования к уровню повышения квалификации и к остепенности. В последнее время наше министерство уделяет большое внимание тому, чтобы мы привлекали к учебному процессу практиков. Это преподаватели, которые в настоящее время работают на производстве. Нормы, которые установлены Министерством науки и высшего образования, мы выдерживаем, но, конечно, надеемся, что с нового учебного года статус университета позволит нам больше привлекать специалистов из Астаны и Алматы.
– Каких специалистов хотели бы привлечь в первую очередь?
– Для того, чтобы поддержать кадровую составляющую, в вузе было инициировано открытие четырех программ магистратуры. У нас сейчас 18 программ бакалавриата и 4 образовательные программы магистратуры: «Электроэнергетика», «Строительство», «Горное дело» и «Металлургия». Выпускники магистратуры уже работают у нас в качестве преподавателей. То есть готовим собственные кадры и привлекаем специалистов из других регионов. Есть специалисты, которые обучались в столичных вузах по государственному образовательному заказу и, завершив обучение, они должны к нам вернуться для отработки.
– Расскажите о наборе студентов.
– Набираем порядка 500 студентов. Это студенты, которые обучаются по очной форме, а также с использованием дистанционных образовательных технологий, по программам послевузовского образования. Такая тенденция наблюдается в течение последних пяти-шести лет. Статус университета позволит в этом году увеличить набор, прогнозируем рост на 10-15 процентов.
По оплате обучения руководствуемся требованиями нашего министерства. Есть нормативные акты, которые предполагают, что стоимость обучения должна составлять не менее 50 процентов от стоимости гранта. Прогнозируемая стоимость обучения в следующем учебном году будет на уровне 500 тысяч тенге в год. По всем образовательным программам. Дифференциации в разрезе образовательных программ нет.
– Льготы предусмотрены?
– С прошлого года Министерство науки и высшего образования внесло новшество: вузам, кроме участия абитуриентов в государственном образовательном заказе, выделяются еще и целевые гранты. Есть такие и для РИУ, которые выделяют по техническим образовательным программам. Соответственно, те абитуриенты, которые поступают к нам, не участвуют в общем конкурсе. Они участвуют только в конкурсе абитуриентов, которые поступают в РИУ. Так государство поддерживает моногорода, чтобы уменьшить отток населения, чтобы молодые люди работали на индустриальных предприятиях региона. Абитуриенты даже с невысоким балом ЕНТ (но не менее 50 баллов) имеют возможность поступить к нам на грант.
Также у нас есть гранты председателя правления – ректора. Предоставляем их, в основном, детям из малообеспеченных семей. Ежегодно выделяется порядка 20-25 таких грантов. Решается вопрос присуждения гранта коллегиально.
Кроме того, есть гранты корпоративных партнеров, наших предприятий-недропользователей. Они предоставляют гранты в расчёте на то, студенты будут потом к ним трудоустраиваться. Так, практически все студенты программы «Добыча полезных ископаемых» (ранее называлась «Горное дело») обучаются по грантам.
У студентов РИУ есть возможность получить вакантные гранты. Что это значит? Если по каким-то причинам студенты, которые обучались на гранте, отчисляются или переводятся в другой вуз, то этот грант остается и на конкурсной основе предоставляется другим студентам, у которых, к примеру, есть хорошие показатели в учебе.
В РИУ хорошая система скидок. У нас есть положение о предоставлении скидок в оплате за обучение. Они представляются детям-инвалидам, детям из малообеспеченных семей, детям, чьи родители живут в сельской местности или работают в бюджетных организациях. Также скидки предоставляются ребятам, которые обучаются по программам двойных дипломов и отличникам. Система скидок – от 10 до 30 и более процентов. По каждой категории обучающихся они предоставляются дифференцированно.
Булат МУСИН,
фото Алексея ФРОЛОВА