Дисциплина в работе и вежливость с людьми

Этими принципами руководствуется начальник отдела организационно-контрольной работы аппарата акима города Николай Беглов, который на госслужбе состоит уже более 20 лет

Думаю, что все, кто знает или кому приходилось сталкиваться с Николаем Николаевичем по роду службы, знают, что это человек крайне ответственный и даже щепетильный, если речь идет о выполнении того или иного поручения.

Он всегда готов ответить на вопрос журналиста, и ответ этот будет компетентным и полным.

На госслужбу Николай Николаевич пришел в августе 2001 года, в то время как раз вышел закон «О государственной службе», впервые в Казахстане. И изменились правила приема на госслужбу.

– Раньше, в принципе, люди даже не знали, кто работает в акимате, в других структурах, как туда попадают. Когда вышел закон, он четко определил, что поступление на государственную службу должно осуществляться на конкурсной основе. Кроме политических госслужащих – акимов городов, областей – они назначаются, остальные госслужащие – административные. Первый раз я конкурс не прошел, в аппарате маслихата была вакансия на должность главного специалиста. Сдал тестирование, но комиссия мою кандидатуру не одобрила. Это нормально. Может, я и не готов был еще к такой работе, – вспоминает Николай Николаевич.

А вот во второй раз кандидатуру Николая Беглова посчитали достойной, и он поступил на работу в отдел внутренней политики и социальной сферы аппарата акима города Рудного.

– В отделе внутренней политики и социальной сферы было два места, а на ту должность, которую я выбрал, кроме меня было еще трое претендентов. Тестирование сдавать не пришлось, его результаты были актуальны в течение года, прошел собеседование, и комиссия решила, что я подхожу на эту должность. Сначала меня приняли как исполняющего обязанности главного специалиста, в течение трех месяцев проходил спецпроверку, а уже потом стал государственным служащим. Вот с тех пор и работаю на госслужбе, – рассказывает Николай Беглов.

В отделе внутренней политики он проработал до 2005 года, потом перешел в отдел организационно-контрольной работы аппарата акима Рудного, а с 2014 года работал главным инспектором акима.

– В прошлом году была оптимизация государственного аппарата, то есть сокращение госслужащих, и ряд должностей у нас сократили. В ноябре 2021 года мне предложили перейти на должность руководителя отдела организационно-контрольной работы аппарата акима. В этом году, выступая с Посланием, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что на данный момент численность государственных служащих Республики Казахстан оптимизирована и пока дальнейших сокращений не будет, – пояснил собеседник.

На вопрос: «Что входит в ваши обязанности», Николай Николаевич ответил:

– Мы осуществляем подготовку материалов к различным совещаниям – аппаратным и тем, которые проходят в режиме видеоконференцсвязи. Совещания проходят на различные темы: по исполнению поручений акима области, постановлений акимата, реализации государственных программ и по другим актуальным вопросам. Кроме этого, готовим программы поездок депутатов Мажилиса, правительственных делегаций, акима области, других должностных лиц, включая материалы по посещаемым объектам. Также готовим встречи акима города с населением, оповещаем участников, собираем вопросы от граждан. Отчетные встречи акима города сейчас проходят в новом формате: ежеквартально, в городе и в поселках Качар, Горняцкий, в селе Перцевка. Аким области для встречи с населением приезжает в Рудный раз в полгода. По итогам этих встреч разрабатываем план мероприятий: если какие-то вопросы не были разъяснены жителям, а в основном это происходит на месте, то они ставятся на контроль, определяются сроки исполнения и ответственные. Кроме этого, специалисты нашего отдела занимаются контролем за исполнением поручений акима области.

Составление списков избирателей тоже входит в обязанности сотрудников отдела организационно-контрольной работы. В городе ежедневно происходят миграционные процессы – люди прописываются, выписываются, умирают. База избирателей синхронизирована с государственной базой данных физических лиц.

– Наша задача – проследить все изменения в Базе избирателей и определить гражданина, если он приехал в Рудный из другого города или района, на избирательный участок, то есть туда, где он будет голосовать. Потому что выборы у нас проходят регулярно, например в 2021 году прошли выборы акимов поселков Качар и Горняцкий, в прошлое воскресенье состоялся республиканский референдум. Также мы готовим документы по присвоению государственных наград, в том числе, подвесок «Алтын алқа» и «Күміс алка» многодетным матерям, награждению почетными грамотами акима области и города, обновляем фотографии на городской Доске почёта, – пояснил Николай Беглов.

Поинтересовались мнением Николая Беглова о том, как менялась государственная служба на протяжении последних десятилетий?

– Естественно, многое изменилось. Прежде всего, конечно, это информатизация в госслужбе. Потому что когда я пришел на госслужбу, компьютеров у нас не было вообще. Не было интернета, даже мобильной связи тогда не было. Телефон, ручка и бумага – все. Сейчас много существует программ, которые облегчили жизнь и населению, и нам. Допустим, обращения граждан в электронном виде фиксируются, контролируются. Точно так же списки избирателей: раньше ежедневной работы с ними не было, потому что не было такой Базы избирателей. Мы брали карточки прописки-выписки и вручную вносили все данные об избирателях. Естественно, при таком раскладе было много ошибок, ведь синхронизации с миграционной полицией не было. Многие данные поступали к нам с опозданием. Документооборот сегодня электронный, все документы подписываются электронно-цифровой подписью. И если, например, заявитель обратился в какой-либо госорган посредством портала электронного правительства eGov – с мобильного телефона или компьютера – оно обрабатывается и, согласно регламенту, гражданин в быстрые сроки получает ответ. Раньше при оказании государственной услуги человеку необходимо было собрать множество документов, люди приносили лишние и никому не нужные справки, которые требовали чиновники. Сейчас каждая госуслуга четко регламентирована, а по некоторым достаточно просто подать заявление, а все остальные данные «подтянутся» по ИИН. Таким образом, сокращается время, которое нужно потратить для получения госуслуги, и исполняется она точно в сроки, согласно правилам, а если они нарушаются, за это госслужащий может понести наказание.

Не могли поинтересоваться мнением собеседника об этике госслужащего, которой сегодня уделяется пристальное внимание.

– В этом плане тоже многое изменилось. Жители постарше помнят, что когда приходили в какой-то государственный орган, например, в ЗАГС, миграционную полицию, или в акимат, чтобы прописаться или выписаться, получить справку, нужно было отстоять большие очереди. И, естественно, не обходилось без грубостей, как со стороны посетителей, так и со стороны работников госорганов. Обстановка была нервная. Сейчас контакт между жителями и госслужащими минимизирован за счет электронных программ, и это дает возможность избежать коррупционных рисков и конфликтных ситуаций. Да и сами госслужащие тоже изменились: они понимают, что от того, как они работают, зависит их карьера, отношение руководства к ним. На данный момент к нам очень редко поступают обращения от жителей по поводу нарушения этического кодекса госслужащими, что они неправильно ответили или нагрубили посетителю. Таких обращений практически нет. О подобных фактах граждане всегда могут сообщить по телефонам доверия, которые функционируют в каждом государственном органе.

В разговоре с журналистом Николай Беглов отметил, что сегодня на госслужбу идет молодежь.

– Раньше руководители госорганов старались брать людей с опытом, это во-первых. Во-вторых, зарплата была низкая, и молодые люди не интересовались такой работой. А если кто-то из молодежи и приходил, то надолго не задерживался. Сейчас ситуация поменялась. В прошлом году за счет сокращения госслужащим подняли зарплату. К тому же, на низовые должности можно прийти, не имея никакого стажа, достаточно высшего образования, главное – соответствовать квалификационным требованиям вакантной должности, то есть, например, в отдел строительства устраиваться со строительным образованием и так далее. Начать можно с малого, и набравшись опыта, стажа, потом перейти на вакансию руководителя. У нас в аппарате акима и других госучреждениях сейчас работает много молодежи, которые решили связать свою профессиональную деятельность с государственной службой, хотят построить карьеру, и, естественно, стараются соответствовать предъявляемым требованиям. Претензий к ним от коллег и руководства никаких нет.

В заключение беседы спросили Николая Беглова о принципах, которые у него сложились за 20 с лишним лет работы на госслужбе.

– Конечно, есть приоритеты. Прежде всего, это трудовая дисциплина, исполнительность, потому что от этого действительно многое зависит, работу необходимо выполнять оперативно и качественно. А главный приоритет – соблюдение действующего законодательства, мы обязаны работать, соблюдая требования законов Республики Казахстан. С людьми следует разговаривать вежливо, быть чутким, при необходимости разъяснить гражданам их права и обязанности, посоветовать, в какой госорган направить обращение, в котором могут решить наболевший вопрос, – ответил Николай Беглов.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото Марка ТИХОМОЛОВА