«Я никогда не искала легких путей»

За плечами Миры Тасбаевой 40 лет педагогического стажа, половина из них – в должности директора школы №1

Когда Мира Асылхановна только приступила к работе в августе 1982 года, думала, что учитель – это профессия, не призвание, слишком высокопарно. А со временем убедилась, что педагог – профессия династийная. Она сама яркое тому подтверждение: ее мама всю жизнь проработала учителем, один дедушка был директором детского дома в Урицком районе, а второй – учителем начальной школы.

С Мирой Асылхановной мы встретились накануне ее дня рождения, юбилея, который она отметила 8 марта.

– Учительство – это, наверное, дух, который ты впитываешь с детства. Так было со мной, наша семья была связана с профессией педагогов. Хотя, оканчивая школу, не хотела быть педагогом, потому что видела, как мама полностью отдается этой работе. Но, наверное, так было запрограммировано свыше, чтобы я продолжила эту профессию. И сейчас не жалею об этом, – говорит Мира Тасбаева.

Учитель учится всю жизнь. Это выражение применимо к нашей собеседнице, у которой три высших образования.

– Первое педагогическое образование я получила в нашем педучилище имени Ибрая Алтынсарина, которое много лет назад было переведено в Рудный из Мендыгары. Училась у тех, кто стоял у истоков создания педагогического училища. Потом окончила Костанайский педагогический институт по специальности «История и обществоведение», а третье образование получила шесть лет назад – у меня степень магистра государственного педагогического университета г.Омск, – рассказывает Мира Тасбаева.

– Какой ваш главный принцип в работе?

– Были очень сложные государственные периоды, когда нам не платили вовремя зарплату, когда было тяжело с финансированием школ, многие учителя в то время уходили из профессии. Я не могла уйти, потому что люблю свою профессию, с уважением отношусь к ученикам и коллегам. Мой принцип – уважай людей, которые тебя окружают, не смотри свысока, и относись добросовестно к своим обязанностям. Наверное, это и моя жизненная философия.

– За свою карьеру вы стали свидетельницей множества реформ в образовательной системе Казахстана, начиная с ее становления, и по сей день. Что кардинально изменилось и каково ваше отношение к этим переменам?

– Существовал стереотип, что многие задания, которые даются свыше, практически никогда не выполняются на местах. В программах развития образования в 2005 и в 2010 годах впервые начали говорить об информатизации, это в то время, когда в стране были кризисы, не хватало денег, компьютеров в школах было мало, и на 30 тысяч тенге ремонтировали школу к началу учебного года, и этому были рады. И на фоне всего этого нам говорили подключать Интернет, для нас это было, конечно, не более, чем слова, планы. Но когда эта программа реализовалась, когда стали закупаться компьютеры и подключаться Интернет, пусть и не такой мощный, как сейчас, я поняла: все задуманное реализуется, нельзя ничего упускать. Может быть какие-то моменты были не до конца доработаны, но в целом программа была претворена в жизнь. И когда была принята программа, рассчитанная на 2011-2020 годы, поняла: она будет полностью реализована. И модернизация будет проходить в учебных заведениях – мы получали первые мультимедийные кабинеты, первые предметные кабинеты новой модификации. Кризисы были в государстве, но на образовании это не отражалось, потому что понимали: нужно вносить изменения, ручкой, карандашом и мелом на доске уже нельзя обучать. И о финансировании: сейчас его достаточно, и если выделенные средства с умом использовать, то можно улучшать материальную базу школы, делать приобретения и ремонты.

– А что скажете о качестве отечественного образования опять же на фоне реформ: целесообразны ли они в таком объеме, как следуют в последнее время?

– С какими-то моментами согласна не полностью. Потому что мы практики и на деле видим, что идет хорошо, а что – плохо. Допустим, когда очень часто меняются типовые учебные программы, это неправильно. Любая программа должна пройти адаптацию, то есть ее должны пройти дети с первого по одиннадцатый класс, и тогда, увидев минусы, можно вводить изменения. У нас, повторюсь, очень часто меняются учебные программы. Это, может, и влияет на качество образования. Хотя, основная задача, стоящая перед школой, – дать качественное образование. Но даже если школа супер технически оснащена, эта задача невыполнима без кадров, которые должны пользоваться и уметь работать со всеми программами. Для этого должно быть подготовлено и общество. А если рассматривать сложившееся положение дел, то имеем нехватку педагогических кадров: молодежь в школе не задерживается, а пенсионеры исчерпывают свой ресурс. Наблюдаем тенденцию, еще года три тому назад, что учиться на педагога идут те студенты, которым не хватило баллов на другую специальность. Отрадно, что сейчас повышен проходной балл в педвуз, это правильно.

– Какие задачи, как руководитель, ставите перед собой?

– Мы живем в условиях рынка. Каждая школа сейчас должна быть конкурентной. И если школа не конкурентная, не показывает свои результаты, то, естественно, на нее и смотр будет соответствующий. Поэтому для меня самое главное, чтобы школу узнавали в городе, чтобы она имела свое лицо.

– Какие качества больше всего цените в учениках?

– Честность, ответственность и трудолюбие. Реалии нашего времени таковы, что дети почему-то начинают выкручиваться, списывать. Понимаю, все хотят очень легко получить хороший балл, достигнуть какого-то результата. Но без труда это невозможно.

– В чем заключается роль родителей?

– Они должны помогать ребенку учиться. Помогать и контролировать. Мы не говорим, что родитель должен дублировать урок учителя дома, но контролировать выполнение домашнего задания, формировать у ребенка ответственность к учебной деятельности – главные задачи, которые стоят и перед учителями, и перед родителями, в равной степени. Если это отработаем в тандеме, тогда будем иметь и качество обучения, и качество образования. Распространенная ошибка многих родителей: отправляя ребенка в первый класс, говорят: «Будешь отличником!». А он не может быть отличником, потому что не готов, и не каждый готов. И это нормально.

– Вы сказали, какие качества цените в учениках, а что больше всего дети ценят в учителе?

– Они ценят, когда учитель уважительно к ним относится. Еще ученики ценят требовательного учителя, уважительно относятся к строгому учителю, который может и пошутить. Если соединить все эти качества – уважение, требовательность и строгость, то перед нами учитель, которого будут уважать однозначно. И самое главное: все дети будут уважать учителя, который знает свой предмет. Дети проверяют учителя на прочность, так было всегда. И того, кто будет обращаться за помощью к директору, уж точно не будут уважать, потому что навести дисциплину на уроке может только сам учитель. И еще: бывают ситуации, когда учителю нужно встать на позицию ребенка и понять, что он не выполнил домашнее задание не из-за лени или забывчивости, а потому что заболел или сложности были какие-то дома, ведь не у всех наших детей идеальные семьи. Такого учителя тоже будут ценить.

– Огромный объем работы и ответственность требуют колоссального напряжения сил. Что является для вас отдыхом?

– Семейный тыл должен быть сильным. Если в семье понимают тебя и поддерживают, то, конечно, отдыхаешь дома. Я нахожу отдых только дома. У меня небольшая семья: мама и близкие родственники, но общаясь с ними, получаю большое удовольствие. Есть друзья, с ними тоже встречаюсь, но отдых – это про семью и домашние дела, когда отключаешься от работы. Три года назад получила водительские права и села за руль. И теперь получаю удовольствие от вождения.

– Готовить любите?

– Сейчас да. Раньше была вполне довольна тем, что приходила с работы на все готовое. А в последнее время сама полюбила готовить. Но это зависит от того, свободна ли я, поэтому готовлю в основном по выходным. Люблю вязать, хочется больше времени уделять рукоделию, но не всегда оно есть, да и зрение надо беречь.

– Если бы снова встал выбор, кем быть, поменяли бы профессию учителя на другую?

– Нет. Мама хотела, чтобы стала экономистом, но волею судьбы, не поступила. Когда работала учителем, в Костанайском пединституте открывался юридический факультет, захотела поступить, но нужно было сдавать экзамены, и я отказалась от этой идеи. А став директором, поняла, что в какой-то степени примеряю на себя и роль экономиста, и роль бухгалтера, и роль юриста. Поэтому все, о чем когда-то мечталось, сбылось.  40 лет моей педагогической работы и 20 лет директорства пролетели одним махом. Как лошадь нельзя останавливать на бегу, так и мне пока нельзя сбавлять ритм, в котором живу уже столько лет.

– Мира Асылхановна, считаете себя счастливым человеком?

– Конечно. Я легких путей никогда не искала. И легкости в жизни тоже не было. Но говорю спасибо за то, что дома у меня есть тыл – моя мама. Отца потеряла очень рано, мне было 13 лет. Мама вложила в меня все, это человек, который по жизни всегда сопровождает меня. Я считаю себя еще ребенком, несмотря на то, что мне столько лет, потому что есть мама.

В душе не чувствую себя на свой возраст. Работая с детьми, ты молодеешь изнутри, тебе приходится быть с молодежью на одной волне. Поэтому я в душе всегда, наверное, 18-летняя.

– Благодарю за беседу.

Мира Тасбаева, кроме множества грамот и благодарственных писем по линии Министерства образования, имеет две важные для нее награды: нагрудный знак «Почетный работник образования Республики Казахстан» и нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин». Также удостоена медали к 20-летию Независимости Казахстана.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото из личного архива Миры ТАСБАЕВОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *