Ясли-сад №9 отметил 50-летие

За эти полвека из его стен вышли тысячи ребят, и сегодня сюда приводят детей уже бывшие воспитанники

В далеком 1972 году в Рудном распахнули двери сразу пять детских садов. Сегодня из них функционируют три. В их числе ясли-сад №9 (ранее это был детский сад №36), в котором мы побывали накануне юбилея.

Ясли-сад посещают 145 детей в возрасте от двух до шести лет, в масштабах нашего города можно сказать, что это сад средней комплектации.

Заведующая ясли-садом №9 Наталия Головко рассказывает о людях, которые стояли у истоков открытия детсада:

– В апреле 1972 года открылся наш детский сад, первой заведующей была Людмила Александровна Назарова, ее дело в 1977 году продолжила Зоя Ефимовна Гофрад. В период с 1982 года и на протяжении 20 лет заведующей была Мария Григорьевна Романова. И основоположником деятельности нашего детского сада, как в плане воспитательного, так и в плане общеобразовательного процесса, мы считаем Марию Григорьевну. Детские сады переживали сложные периоды, каким-то приходилось закрываться на неопределенное время, есть и те, которые вовсе прекратили существование. Наш сад не закрывался, в силу различных обстоятельств передавался то одному, то другому подразделению АО «ССГПО», а впоследствии – городскому отделу образования. На тот момент заведующей была Алена Викторовна Гриценко. А с 2011 года нашим дружным коллективом руковожу я. За все 50 лет мы приостанавливали работу самое большее на четыре месяца, так говорит наш старожил – завхоз Татьяна Николаевна Кочеткова, которая и сегодня продолжает работать в детском саду. И из воспитателей есть старожил – Светлана Васильевна Титова, она работает в первой младшей группе. И первый вопрос родителей, которые зачисляют ребенка в детсад: «А Светлана Васильевна еще работает?», и, услышав положительный ответ, говорят: «Можно смело отдавать. Ребенок адаптируется в течение полугода, никаких проблем не будет». В общем и целом, коллектив у нас стабильный, с педагогическими кадрами, как и в других садах, наблюдается текучесть, а техперсонал в основном постоянный.

В саду комфортно, уютно. Материально-техническая база неплохая: очень много игрушек, методического материала. В 2019 году был произведен ремонт кровли, построили новую, чердачную. Бюджетные средства здесь расходуются практично.

Какие бы сложные времена ни были, с какими бы переименованиями детский сад не сталкивался, миссия учреждения неизменна – воспитание подрастающего поколения. В детском саду прививаются как общеобразовательные умения и навыки, так и общечеловеческие качества. А с 2019 года детский сад №9 работает над проектом по ранней профориентации дошкольников, здесь действует экспериментальная площадка областного уровня.

– Работаем в тесном сотрудничестве с Рудненским политехническим колледжем, дети регулярно ходят туда на экскурсии, получают интересную информацию о профессиях, распространенных в нашем городе. Многие возражают против такого подхода, мол, рано еще с детьми об этом разговаривать. Вовсе нет. Ранняя профориентационная работа, в нашем случае речь идет о детях четырех-пяти лет, построена с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка и, конечно, на основе игровой деятельности. И за три года, что реализуем данный проект, могу констатировать, что дети информацию о профессиях и их специфике воспринимают с интересом, и даже когда не проходят соответствующие занятия, они играют в сюжетно-ролевые игры, примеривая на себя образ того или иного работника. Самое интересное, что девочкам нравятся профессии электрика, строителя, шахтера. Конечно, в этом плане у нас налажена тесная связь с родителями, которые знакомят детей со своей профессией, – отмечает Наталия Головко.

Каждый детский сад в городе работает по различным инновационным направлениям, все зависит от предрасположенности детей и воспитателей. К примеру, в группе предшкольной подготовки в детсаде №9 занимаются робототехникой: завтрашние первоклассники изучают основы программирования, оборудование для этого приобрели. На таких занятиях, как показывает практика, идет развитие всех познавательных способностей ребенка.

К слову о группах предшкольной подготовки. Сегодня, прежде чем отдать ребенка в первый класс, многие родители вынуждены тратиться на репетиторов, курсы, поскольку багажа знаний ребенку недостаточно. Интересуемся у заведующей детсада: насколько детский сад способен подготовить ребенка к первому классу?

– Детский сад способен подготовить ребенка к школе. Раньше у нас была очень хорошая практика: тесно работали с гимназией №2. Преподаватели приходили в детсад, работали с воспитателями, давали небольшие рекомендации. Увы, сейчас такой практики нет. Отмечу, что детский сад работает по общегосударственному стандарту, отходить от него мы не можем. Но когда дети поступают в школу, сталкиваются с более завышенными требованиями. Поэтому считаю, что детским садам надо активно сотрудничать со школами, чтобы мы знали, что необходимо нашим детям для успешной учебы в общеобразовательной школе. И мы готовы сотрудничать со школами, но не все от нас зависит, повторюсь, мы не можем перепрыгнуть госстандарт. А пересмотреть общеобразовательную программу, а именно внести корректировку в программу начального обучения, думаю, необходимо. Тогда будут значительные успехи. А сейчас воспитатели настолько загружены бумажно-отчетной работой, что, откровенно говоря, подготовка к школе в детском саду порой держится исключительно на инициативе воспитателей, они ведут очень большую индивидуальную работу с детьми. Важную роль на этом этапе играет и психолог. Объясню. Не каждый ребенок может проявить инициативу и отвечать преподавателю на тех или иных занятиях. И психолог сосредоточен на том, чтобы раскрыть потенциал ребенка, который скрыт на фоне комплекса общества, то есть на людях ребенок не может себя позиционировать, хотя безграмотным его не назовешь, и способности у него есть. Просто есть индивидуальность, которую нужно раскрывать. И если в детском саду ее не разглядеть, в школе ребенку будет очень тяжело, – считает Наталия Головко.

В беседе с заведующей детским садом затронули еще одну проблему – задержка речевого развития, которая в последние годы наблюдается у многих детей, начиная с двухлетнего возраста и старше. Как эта проблема решается в детском саду?

– Считаю, что проблема развития речи – это проблема эпохи цифровизации. Не будем скрывать, что многие родители постоянно погружены в гаджеты, и ребенку, еще не успевшему сделать первые шаги, уже дали телефон в руки. Он не слышит чистую, красивую речь, окружен только звуками. Детский сад может решить эту проблему. Но сегодня мы испытываем дефицит в логопедах и дефектологах. На данный момент у нас нет логопеда. Но даже и в этом случае мы работаем над речевым развитием воспитанников, собственно, вся наша работа, весь общеобразовательный процесс и построен именно на развитии речи, начиная со встречи ребенка утром: обсуждается все – погода, настроение ребенка, чем бы он хотел сегодня заняться и так далее. Завтрак, обед и ужин сопровождаются информацией педагога о блюдах и продуктах, из которых они приготовлены. Воспитатель разговаривает чисто, громко, и дети слышат четкое звукопроизношение, – отвечает Наталия Головко.

Трудовое воспитание в детском саду. Принято в большей степени прививать трудовые навыки школьникам, хотя многие детсадовцы зачастую обожают помогать родителям, чувствуя свою самостоятельность, а, значит, взрослость.

– Во всех режимных моментах детского сада присутствуют трудовые навыки. Прививаем их детям с трех лет. К примеру, есть дежурства по столовой, дети накрывают на стол. Даже не представляете, как им это нравится. Помогая в элементарных делах воспитателю, они вырастают в собственных глазах, растет их самооценка. В детском саду есть огород, выращиваем садово-огородные культуры. Дети наблюдают за их ростом и по возможности поливают, это они тоже с удовольствием делают. И опять возвращаюсь к семье: если дома ребенку прививаются трудовые навыки, он и в детском саду будет это делать, – поясняет заведующая детским садом №9.

Каким образом в детском саду строится работа с родителями, от которых во многом и зависит развитие ребенка?

– Эту работу можно выстроить таким образом, чтобы все – дети, родители, воспитатели были довольны. Но здесь тоже все сугубо индивидуально. Если родитель не понимает, что ребенка надо развивать именно в дошкольном возрасте, результата не будет. Да, в саду он получил информацию, заряд ума, эмоций, бодрости, но важно, чтобы и родитель проявлял живой интерес к событиям, которые ребенок проживает в детском саду. А у нас ведь как чаще всего? Встречая ребенка на пороге сада, родитель ограничивается дежурным: «Что ты сегодня кушал?». Не раз наблюдала, как ребенок радостно бежит к маме, чтобы рассказать, что делал в детском саду, а мама берет его за руку, надевает наушники и все. Взгляд ребенка тут же тухнет. Если такое случилось один раз, ладно, можно списать на обстоятельства, а если это система? Вот так ребенок и «уходит» в телефон. Цель нынешнего поколения родителей – обеспечить ребенка всем, что им недодали в детстве. А то, что ребенку нужно внимание, простое человеческое общение, об этом не думают или считают не важным. Поэтому, конечно, с родителями работать очень сложно, но надо отдать должное, есть те, которые прислушиваются к нашим рекомендациям и сами проявляют всяческую заинтересованность в развитии ребенка, – заключает Наталия Головко.

Раскрывая историю детского сада №9, нельзя обойти вниманием ветеранов труда дошкольного образования: Тамара Богаткина, Татьяна Казакова, Надежда Пахомова, Любовь Трофименцева, Нина Полуянова, Татьяна Руденко, Любовь Сергеева, Наталья Петрищева.

Профессионалы своего дела на протяжении долгих лет продолжают дарить тепло и заботу детям: Татьяна Кочеткова, Валентина Берковская, Дмитрий Набибулин, Светлана Титова, Флюза Галиханова.

Елена ВОРОНИНА,

фото предоставлено ясли-садом №9