Родители дошкольников часто переживают, получают ли их дети достаточно знаний:
– У ваших детей какая техника чтения?
– А ваша дочь считает до пятиста?
– А ваш сын уже занимается квантовой физикой?
Но исследования показывают, что даже при раннем развитии большее влияние на благополучие в жизни оказывают социальные навыки, полученные в дошкольном возрасте.
Итак, пять незаменимых навыков.
- УМЕНИЕ ИГРАТЬ
С ДРУГИМИ
Играя с другими, дети учатся вести переговоры, решать проблемы, действовать по очереди, делиться и экспериментировать. Можно помочь ребенку прокачать эти умения, выделив время для «свободной игры» с другими детьми.
Танцы, футбол и игры со взрослыми тоже ценны. Но ребенку нужно много времени проводить в игре без правил, даже если она проходит под наблюдением взрослых, но без их вмешательства и указаний (это важно!).
- УМЕНИЕ
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Очень заманчиво исправить все по первому же недовольному воплю. И хоть некоторые проблемы без нас никак не решатся, ребенку тоже нужен опыт их разрешения.
Поэтому в следующий раз, когда у ребенка появится проблема, пригласите его принять участие в ее решении. Попросите описать происходящее, подумать, как можно выйти из этого положения, а затем применить решение на практике.
Обучая ребенка решать проблемы, мы также учим его ошибаться и пробовать снова – еще один важный навык. А когда мы спрашиваем, сработало ли решение, то даем детям возможность оценить свой опыт и внести в него правки при необходимости. Мы учим их тому, что ошибки – это полезный опыт, который помогает двигаться дальше.
- УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ЧУВСТВА
Дети, которые понимают эмоции, лучше взаимодействуют друг с другом. Развить этот навык можно путем знакомства ребенка с чувствами и эмоциональными сигналами. Причем делать это можно не только дома («Твой брат хмурится – не думаю, что ему весело», «Ты так обрадовался, когда выиграл, улыбка была до ушей!»), но и проговаривая эмоции при чтении детской литературы («Как думаешь, что он почувствовал, когда это случилось?»).
В книгах всегда много конфликтов и эмоций – на этом часто держится сюжет. Плюс такие беседы о чувствах проще, потому что они не касаются лично малыша. С такой точки зрения ребенку легче распознать и обговорить книжную эмоцию, а затем найти ее отражение в реальной жизни.
- УМЕНИЕ ПОМОГАТЬ
Чтобы помогать, ребенок должен увидеть не только свои потребности, но и потребности других. Замечайте, хвалите и благодарите ребенка, когда тот помогает другим людям.
Оставляйте ребенку несложные дела по дому, чтобы он мог помочь: разобрать сумки, принести подгузник младшему брату или помочь ему одеться. Обязательно благодарите его за это.
- УМЕНИЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ИМПУЛЬСЫ
Контролировать необдуманные поступки – одна из функций префронтальной коры головного мозга. Эта область окончательно сформируется лишь во взрослом возрасте, но развиваться она начинает с детства. Именно поэтому детям нужно практиковаться в навыке самоконтроля.
Самоконтроль можно практиковать, как в известном исследовании – когда ребенка просят не есть зефир, пока не вернется взрослый. Но также можно превратить освоение навыка в игру. Например, в подвижных играх, когда ребенку нужно повторить движение за ведущим или замереть («Море волнуется раз», «Светофор»).
Ролевая игра – отличный способ развить самоконтроль (например, «Дочки-матери»). Ребенок становится персонажем, планирует сюжетную линию, договаривается о правилах с другими детьми и пробует действовать.
Общество развивается в быстром темпе, из-за чего создается впечатление, что ребенку нужно научиться всему еще в колыбели.
Но в долгосрочной перспективе навыки общения, которые приобретаются в раннем детстве через простую игру, а также взаимодействие с семьей и окружающим миром, оказываются гораздо важнее.
Авторский перевод проекта @pro_roditelstvo (автор: Amanda Morgan),
изображение из Интернета