Зинаида Селюжицкая взяла кредит по госпрограмме и открыла отдел по продаже детской одежды в Рудном

Сфера продаж для Зинаиды Селюжицкой не в новинку: в 2004 году у нее была точка. Но ее пришлось закрыть по семейным обстоятельствам. А прошлым летом решила возобновить деятельность: дети растут, нужно кормить семью

Знакомые подсказали, что есть программа льготного кредитования для субъектов малого и среднего бизнеса.

– Обратилась в городской отдел предпринимательства, встретилась с Ажар (главный специалист отдела Ажаркуль Искакова – Примечание редакции), она мне всё объяснила, я подготовила документы и пошла на обучение основам предпринимательства «Бастау бизнес». По окончании обучения получила сертификат, и мне выдали кредит под шесть процентов годовых. Кредит на три года, в чем его плюс – первые полгода даются на раскручивание и оплата по займу не взимается, не насчитываются проценты. Грубо говоря, выплачивать буду два с половиной года, – рассказывает предпринимательница.

Чтобы раскрутить торговую точку, нужно, минимум, года два-три. Да и торговлю в начале 2000-х годов и сейчас не сравнить, говорит Зинаида Селюжицкая:

– Раньше торговля была очень хорошая: закупаться в Алматы ездили два раза в месяц. Сейчас – раз в месяц, и то заказываем товар маленькими партиями. Сказалась, конечно, и пандемия.

Есть и минус льготного кредитования: в течение трех месяцев заемщик должен отчитаться за всю сумму.

– Как у меня получилось: кредит взяла летом. А товар завозим по сезону. То есть летом не могу приобрести демисезонную одежду. Хотелось бы, чтобы давалось полгода для предоставления отчетности, – говорит Зинаида Селюжицкая.

Обучение на онлайн курсах «Бастау бизнес» для предпринимательницы оказалось весьма полезным, чего, признается, не ожидала.

– Поначалу думала, что курсы – чисто формальность. А на самом деле за две недели получила очень много информации. У меня высшее экономическое образование, по второму высшему – инженер железнодорожного транспорта, то есть багаж знаний есть, но все же почерпнула для себя много полезной информации. Завела тетрадь и фиксировала очень много данных, – пояснила Зинаида Селюжицкая.

Кредитные деньги предпринимательница потратила на покупку одежды для детей и подростков – только колготок завезла на миллион тенге. Правда, хватило не на всё, часть товара для подростков закупила на собственные средства.

Из беседы с Зинаидой выяснилось немало интересных деталей, характеризующих бизнес по продаже детской и подростковой одежды.

– Найти одежду для подростков с девяти до 13 лет – это проблема. Это такой возраст, когда кто-то из них еще мал ростом, а кто-то уже высокий: из детской одежды они уже выросли, а в подростковый возраст еще не вошли, то есть самый большой размер детской одежды им будет мал, а самый маленький размер подростковой – велик. Еще один возрастной период, в который сложно подобрать одежду, – это дети с четырех до пяти лет. И открыв отдел, хочу обязательно охватить этот спектр. И по прошествии года, как отдел работает, уже появились постоянные клиенты, потому что знают, что здесь можно подобрать одежду на ребенка, – говорит Зинаида Селюжицкая.

Кроме одежды для подростков, в отделе Зинаиды солидный выбор одежды и различных аксессуаров для новорожденных и младенцев.

– С одеждой для самых маленьких тоже есть проблемы. Допустим, в роддом, на выписку, а найти маленькие колготки на ребенка шести месяцев вообще очень сложно, во многих магазинах их просто нет. А у меня есть. Завезла их вплоть до того, что есть колготки белые, с рисунком на ребенка шести месяцев. Этого практически нигде нет. Знаю, потому что мне об этом говорят родители, которые в поисках таких колготок обошли весь город, – говорит Зинаида Селюжицкая.

При выборе товара, а его сейчас немало, предпринимательница делает ставку на качество: чтобы вещи при стирке не садились, при носке – не скатывались, и соответствовали размеру.

– Пусть вещь стоит дороже, но зато она будет качественная и хорошо прослужит, – отметила Зинаида Селюжицкая.

Кроме качественного ассортимента продукции, предпринимательница старается создать комфортные условия в отделе, учитывая, что помещение не большое, а основными клиентами являются дети до 13 лет. На рынке «Бак-Бак», где располагается ее торговая точка, не так много магазинов, в которых есть кондиционер. А в отделе Зинаиды их два: один охлаждает, второй – обогревает, плюс установлена тепловая пушка.

О подводных камнях бизнеса и о конкуренции.

– Насчет конкуренции всегда говорю: у каждого продавца есть свой покупатель. Я по этому поводу вообще не переживаю. Многое в нашем деле еще зависит от подхода к человеку, сами знаете: бывает, заходишь в магазин, видишь красивую вещь, охота примерить и купить, но продавец не то что не проявляет заинтересованности, а разговаривает сквозь зубы. И все – разворачиваешься и уходишь в другой отдел. Многое зависит от общения с клиентом, от вашей энергетики. Тем более, если речь идет о детях, они человека чувствуют за версту. Конкуренции не боюсь. А подводных камней в нашем бизнесе очень много. К примеру, на протяжении последних двух лет пандемии мы не имели возможности сами ездить за товаром, границы открыли совсем недавно. Ситуация, которая сейчас происходит в России, тоже сказывается: были моменты, когда даже не могли туда перевести деньги, потому что есть товар, который приобретаю в Екатеринбурге. К слову, о качестве российского товара и аналога из Бишкека. Многие заблуждаются, думая, что продукция из Бишкека невысокого качества, отнюдь: сейчас там используют ткань производства Турции, а шьют сами. Поэтому, знаете, бывает, что в сравнении с российской продукцией бишкекская выигрывает, – считает Зинаида Селюжицкая.

У Зинаиды есть несколько правил, которые помогают уверенно стоять на ногах.

– Даже при том, что в отделе работаю только я, весь товар полностью переписан, то есть я сама себя считаю. Веду учет, анализирую, какая продукция пользуется спросом, а какая – нет. Обратите внимание, в отделе представлен выбор носков до 47 размера – от 0 лет (новорожденные) и до взрослого человека. А все потому, что есть спрос. Что касается ценовой политики. Акции пока не делаю, еще не настолько раскрутилась, но цены стараюсь не завышать, по отзывам покупателей, некоторые вещи у меня дешевле, чем во многих магазинах города. Как в народе говорят: продавцу главное – продать, остальное не важно. Да, мне тоже важно продать, надо зарабатывать на жизнь, платить налоги и выплачивать кредит, но работать стараюсь на совесть. Репутация дороже. И это помогает: покупатели возвращаются в мой отдел. А еще придерживаюсь такого мнения: обманув покупателя на 50 тенге, потом они тебе выльются в 5000 тенге. Я этого не хочу. Хочу жить честно, и спать спокойно, – говорит Зинаида.

Интересуемся у предпринимательницы: помог ли государственный кредит в открытии бизнеса, не жалеет, что воспользовалась такой возможностью?

– Я правильно поступила, что взяла кредит у государства. Во-первых, под очень маленький процент, а во-вторых, где можно взять столь большую сумму под такой невысокий процент, особенно, когда ты только открыл бизнес. Меня этот кредит очень выручил. Когда рассчитаюсь через полтора года, планирую снова воспользоваться мерами господдержки, – делится планами Зинаида Селюжицкая.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото автора