Рудненский детский дом стал Центром поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах

В последнее время система поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, начинает существенно меняться. Так, Рудненский детский дом теперь носит название Центр поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах. О произошедших изменениях поговорили с директором Центра Павлом Ковалем.

– Наш функционал изменился. С прошлого года у нас появились две дополнительные группы. Первая группа – это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Они могут быть различными: временное содержание детей, сложные семейные обстоятельства или проблемы с родителями. Дети могут находиться у нас от суток до полугода, в зависимости от обстоятельств в их семье. В это время органы опеки определяют статус семьи: возможно ограничение или лишение родительских прав. Если ребенок не возвращается в семью, он может остаться у нас, перейдя в статус, где родители уже не участвуют в его жизни. Однако бывают случаи, когда дети возвращаются домой через несколько дней. Вторая группа связана с экстренными ситуациями. Это могут быть конфликты в семье, уход детей из дома, проблемы переходного возраста, случаи, связанные с пьянством родителей или невыполнением ими своих обязанностей. Мы становимся временным пристанищем для таких детей, предоставляя им безопасность и поддержку. Таким образом, с изменением названия наш функционал расширился, и теперь мы оказываем помощь детям в самых разных жизненных обстоятельствах. И количество детей увеличивается. За прошлый год через наш Центр прошло более 80 детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Большинство из них вернулись домой, но некоторые стали постоянными воспитанниками, – говорит Павел Коваль.

На данный момент здесь находятся 128 детей, из них 23 дошкольника в возрасте от трех до шести лет. Также функционируют две группы для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, где находится около 20 детей.

Учреждение имеет областное значение. В области функционируют три подобных Центра: в Рудном, Житикаре и Костанае. Рудненский – самый большой. В других численность детей составляет порядка 30-40 человек, у нас значительно больше.

Павел Коваль говорит об изменении тенденции, касающейся контингента воспитанников детдомов.

– Если 20-30 лет назад социальные сироты составляли 10-20 процентов от общего числа воспитанников, а остальные были настоящими сиротами, то сейчас ситуация обратная. На данный момент только 15 процентов – это сироты, или дети, потерявшие одного или обоих родителей. Остальные – дети, оставшиеся без попечения родителей, хотя их родители живы. Причины разные: болезни, тюремное заключение, неподобающий образ жизни, – отмечает руководитель Центра.

Родители, лишенные родительских прав, обязаны получить разрешение от органов опеки, только после этого они могут общаться с детьми. Родственники же имеют право на общение, двери Центра всегда открыты для них.

Воспитательный процесс здесь организован с акцентом на подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Чтобы он, находясь в учреждении, получил необходимые знания, умения и навыки, которые помогут ему в будущем.

В Центре работают педагоги, психологи и более 20 педагогов дополнительного образования. Всё для того, чтобы развивать интересы детей, помогать им достигать первых побед, пробовать себя в различных направлениях, улучшать учебу. Воспитанники учреждения обучаются в городских общеобразовательных школах (№11, №13, гимназия №2) и в школе олимпийского резерва в Петропавловске.

– Мы всегда приветствовали и продолжаем развивать шефство со стороны организаций и предприятий. Занимаемся этим более 12 лет. В каждой группе есть шефы: организации из Рудного и области. Шефы отличаются от спонсоров. Спонсор может прийти, что-то подарить и уйти. Шефы же работают с детьми на протяжении нескольких лет, поддерживают их не только во время пребывания в детском доме, но и после выхода из него. Это помогает детям понять, что они не одни в этом мире, и что всегда можно на кого-то опереться, – говорит Павел Коваль.

Помимо шефской работы, здесь на протяжении трех лет внедряют проект «Наставники». Цель – обеспечить каждого ребенка персональным наставником или организацией, которая будет сопровождать его после выхода из детского дома. Наставник поможет адаптироваться, поддержит в трудоустройстве, облегчит переходный этап. Проект наставничества активно развивается в Казахстане.

– В прошлом году был дан значительный старт, накоплен опыт. Мы заключили меморандум с аккредитованной организацией, которая занимается подготовкой наставников. Они проходят психологическое обследование, после чего выносится заключение о допуске наставника к работе с ребенком, обеспечивая его поддержку и сопровождение. Поскольку процесс отбора и подготовки наставников должен быть тщательным, – объясняет спикер.

Подготовку к трудоустройству воспитанников в Центре начинают за год до выпуска. Используют современные методики тестирования, которые помогают детям определить их сильные стороны и интересы. Проводят беседы с детьми, учитывая их семейное окружение, возможности дальнейшего обучения. Многие дети остаются в школе после девятого класса, так как способны справляться с программой, а затем поступают в высшие учебные заведения. В этом году 10 воспитанников Центра успешно сдали ЕНТ, поступили на грант и обучаются в вузах.

После поступления в колледж или вуз дети могут проживать в общежитиях, домах юношества. Сохраняется обратная связь с Центром. При поступлении в колледжи или вузы для воспитанников детских домов предусмотрены льготы. Существует квота в размере 0,1 процента от общего числа поступающих. Например, если на специальность подают документы 100 человек, один из них может быть принят по этой квоте. Это касается как воспитанников детских домов, так и детей, находившихся под опекой. Если на специальность нет других претендентов по квоте, то она используется. Однако, если претендентов больше, то учитываются средний балл аттестата или свидетельство об окончании школы.

– Мы стремимся к тому, чтобы у детей не оставалось слишком много свободного времени. Чем больше свободного времени, тем больше вероятность, что ребенок начнет отвлекаться на ненужные вещи. У нас действует 12 направлений, где ребенок может раскрыть свои таланты. И многие дети посещают сразу несколько кружков в день. Учим детей, что ничего не дается просто так – за успехом стоит труд. Поэтому важно работать над собой, чтобы быть востребованным и успешным в жизни. Стереотипы о детских домах постепенно стираются, как в обществе в целом, так и в школах. Мы учим детей не бояться своего прошлого, а гордиться тем, чему они научились, – отмечает Павел Коваль.

Булат МУСИН,
фото Султана СЕРТАЕВА