Штрафы за несвоевременную или неполную уплату налогов и социальных платежей в бюджет

Согласно нормам налогового законодательства, налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет налоги, удерживаемые у источника выплаты, и социальные платежи за своих работников. ИП и частнопрактикующие лица уплачивают их также и в свою пользу.

Перечислить платежи в бюджет нужно строго в установленный срок – не позднее срока, указанного Налоговым кодексом. Как правило, это 25 число месяца, следующего за отчетным.

Если налоговый агент перечислил платежи с опозданием, то помимо пени за каждый день просрочки ему придется уплатить и административный штраф.

Штрафы накладываются в соответствии со ст.279, ст.91 и ст.92 КоАП РК.

Согласно п.2 ст.279 КоАП РК, опоздание в уплате или уплата неполной суммы влечет штраф:

  • на частных нотариусов, ЧСИ, адвокатов, на субъектов малого бизнеса или НКО -5 МРП;
  • на субъектов среднего предпринимательства – 10 МРП;
  • на субъектов крупного предпринимательства – 20 МРП.

При этом, наложения штрафа можно избежать, если опоздание в уплате связано с тем, что налоговый агент самостоятельно выявит суммы налогов к удержанию и предоставит дополнительную налоговую отчетность. Перечислить без штрафа суммы самостоятельно доначисленных налогов можно в срок не позднее 3 рабочих дней со дня предоставления дополнительной налоговой отчетности.

Ответственность за задержку перечисления ОПВ и ОППВ в АО «ЕНПФ» предусматривает:

  • предупреждение при первом нарушении (пп.5 п.6 ст.91 КоАП РК);
  • штраф за повторное нарушение, допущенное в течение года (п.7 ст.91 КоАП РК).

Штраф накладывается в процентах к сумме неперечисленных взносов:

  • на физических лиц -10%;
  • на субъектов малого бизнеса или НКО -20%;
  • на субъектов среднего предпринимательства – 30%;
  • на субъектов крупного предпринимательства – 50%.

За несвоевременную уплату соцотчислений плательщику грозит:

  • предупреждение при первом нарушении (пп.2 п.2 ст.92 КоАП РК);
  • штраф при повторном нарушении (п.3 ст.92 КоАП РК).

Штраф также накладывается в процентах от суммы неуплаченных соцотчислений:

  • на частнопрактикующих лиц, малый бизнес и НКО -20%;
  • на субъектов среднего предпринимательства – 30%;
  • на субъектов крупного предпринимательства – 50%.

Аналогичные административные меры предусмотрены и при несвоевременном перечислении ВОСМС и ООСМС (п.1 и п.2 ст.92-1 КоАП РК).

Поскольку суммы штрафов довольно существенны, налоговым агентам следует серьезно относиться к соблюдению сроков исполнения своих налоговых обязательств. Тогда удастся избежать не только штрафов, но и начисления пени.

Если вам пришло уведомление о погашении налоговой задолженности, нужно ли отвечать?

Согласно п.1,2 ст.121 НК РК налоговая применяет меры принудительного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика, кроме случаев обжалования уведомления о результатах проверки или уведомления о результатах горизонтального мониторинга.

Применение мер принудительного взыскания налоговой задолженности производится с учетом результатов СУР(система управления рисками).

До начала применения мер принудительного взыскания налогоплательщику со средним и высоким уровнями риска направляется уведомление о погашении налоговой задолженности.

Если налогоплательщик получил уведомление о погашении налоговой задолженности, то не нужно отвечать на это уведомление в том случае, если задолженность фактически уже полностью погашена. Если же налогоплательшик не согласен с содержанием уведомления (например, в нем указано, что долг погашен частично), то следует ответить на данное уведомление письменно.

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

В случае не погашения налоговой задолженности будут применены следующие способы и меры принудительного взыскания налоговой задолженности:

1) приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента), отнесенного в соответствии с системой управления рисками к категории:

высокого уровня риска — по истечении 1 рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

среднего уровня риска — по истечении 10 рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

2) приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента), производится в случае непогашения налоговой задолженности налогоплательщиком, отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории: высокого уровня риска — по истечении одного рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

среднего уровня риска — по истечении 10 рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

3) ограничения в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории:

высокого уровня риска — по истечении 1 рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

среднего уровня риска — по истечении 10 рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

4) обращение взыскания на деньги, находящиеся на банковских счетах налогоплательщика (налогового агента) суммы налоговой задолженности в случае не уплаты млм неполной уплаты сумм налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента), отнесенным в соответствии с системой управления рисками к категории: высокого уровня риска — по истечении 1 рабочего дня со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности; среднего уровня риска — по истечении 10 рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

5) обращение взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов;

6) обращение взыскания на ограниченное в распоряжении имущества.