Как «агрессивные» игрушки влияют на детей. Мнение психолога. Передает «Информбюро»
Последний год родители могут видеть на полках магазинов большое количество страшных игрушек. Дети настойчиво просят купить им красных и синих монстров, гуманоидов и зомби, которые они увидели у своих сверстников, блогеров на YouTube или в компьютерных играх.
Если раньше многие возмущались видом кукол «Монстер-Хай» или Lol, то нынешние игрушки даже не имеют схожести с человеческим обликом. Не опасно ли это для развития ребёнка?
Хоррор-игрушки как защитники детей
Интерес к агрессивным игрушкам у детей проявляется в предшкольную пору, примерно в возрасте от 4-5 лет до 10-11. Именно в это время у ребёнка возникает максимальное количество детских страхов.
Как объяснила психолог Татьяна Остапенко, дело в том, что психика детей развивается именно через страхи. Когда вокруг них появляется что-то непонятное, это вызывает у них тревогу. Преодолевая её, они познают окружающий мир.
Что делают страшные игрушки? Они помогают пережить этот страх и адаптироваться. Иногда страшные игрушки становятся защитниками или проводниками ребёнка в мир. Дети кладут Хаги Ваги рядом с собой в кровать и спят с ними в обнимку, потому что игрушки мягкие и могут защитить их от страшных снов.
«Если игрушка помогает ребёнку победить свой страх, то это своего рода терапия. Если ребёнок с помощью этой игрушки хочет кого-то одолеть или сделать что-то агрессивное по отношению к другим персонажам своей игры, то это тоже нормально. Нужно посмотреть, как он это делает. Возможно, таким образом он отрабатывает свою внутреннюю агрессию, что важно и нужно», – отметила Татьяна Остапенко.
Могут ли страшные игрушки сделать детей пугливыми или агрессивными?
По мнению эксперта, бессонницу и кошмары вызывают не игрушки, а истории, с которыми они связаны. Дети смотрят разборы игр на YouTube и TikTok, видят различные сюжеты о том, что персонажи могут делать, и пугаются. Обычно на консультации к психологу приходят дети, которые ни разу не играли в Хаги Ваги или Сиреноголовых, но они смотрели с ними видео.
Игрушки не делают детей агрессивными. Как считает Татьяна Остапенко, это просто предмет, как камень или палка. Камень не ударит, если его не бросить, палка не бьёт, если ею не замахнуться, так и игрушка не влияет ни на что, пока у ребёнка не появится какая-то идея.
«Действительно, дети с каждым годом становятся агрессивнее. Но дети – это лишь отражение взрослых. Взрослые тоже стали всё чаще проявлять свою агрессию. Если мы посмотрим на статистику преступлений или то, как мы общаемся друг с другом, то увидим, что 10-20 лет назад такого не было. Все эти мультики с убийствами и страшные игрушки – это лишь зеркало того, что есть в действительности», – объяснила психолог.
Она отметила, что агрессивность не зависит от того, кто что смотрит, читает или играет. Это больше влияние наших семейных отношений и воспитания.
«Когда сравниваешь детей, среду, в которой они живут, то видишь, кто из родителей сколько вкладывает в своих детей. Причём речь идет не о финансах. Как правило, дети более агрессивны в семьях с большим достатком, потому что там нет родителей. Есть няни, водители, репетиторы – чужие люди. Детям же нужны мама и папа, которые находятся рядом, держат их за руку, читают им сказку перед сном, которые просто разговаривают с ними», – заметила Татьяна.
Когда нужно обращаться к психологу?
Обычно в такие игрушки долго не играют, они отрабатывают свою задачу, и ребёнок теряет к ним интерес. Но психолог предупредила, что если ребёнок задержался с этой игрушкой надолго (полгода-год), и она для него очень значимая, то здесь есть смысл задуматься и обратиться к психологу.
Также если взрослый видит, что ребёнок выбирает только страшные игрушки, то это тоже повод сходить к психологу и проконсультироваться. Возможно, консультацию стоит взять сперва родителям, а потом уже ребёнку, потому что всё идёт сначала из отношений внутри семьи.
Нужно ли запрещать детям играть с агрессивными игрушками?
Отгородить ребёнка от таких игрушек невозможно. Всё-таки это определённый статус и принадлежность к группе. Когда у всех есть Хаги Ваги или куклы Lol, а у твоего ребёнка нет, это отделяет его от сверстников.
Если ребёнок просит подобную игрушку, Татьяна Остапенко советует задать ему вопрос, почему она так его привлекает. Он вам расскажет, и тогда вы сможете понять, что творится с ребёнком.
«Запреты никогда не действовали. Полезнее говорить и разбирать. Одна из родительских функций – это выстроить доверительные отношения с детьми. Чтобы когда родитель говорил ребенку, какие видео и сюжеты нежелательно смотреть, он прислушивался», – подчеркнула психолог.
Страшные игрушки меняют представление детей о красоте?
На самом деле у детей нет понятия прекрасного, о нём говорят только взрослые. Если вы покажете 150 детям пушистую кошечку, у всех она вызовет разные ассоциации: для одного она будет милой, для второго – грязной, для третьего – царапающейся и кусачей, для четвёртого – заразной.
Татьяна Остапенко вспомнила один случай: как-то раз она зашла в магазин, где продавались игрушки из «Зомби-фермы», такие мёртвые человечки серого цвета с крестами на глазах и в рваной одежде. Рядом с ней стояли мама с дочкой. Девочка заворожённо смотрела на эти игрушки и просила купить одну. Мама ей говорит: «Ты посмотри на неё хорошенько, какая это гадость». А ребёнок отвечает: «Мама, она же такая жалкая. Купи мне игрушку, её надо пожалеть».
«То есть у девочки прекрасное – в этом, в эмоциях, которые она испытывает к этой игрушке. Да, она страшная, но настолько, что её надо пожалеть», – прокомментировала случай Татьяна.
Современные мультфильмы меняют ценности детей?
Раньше в мультфильмах не было столько крови и убийств. Сейчас нормально, если кого-то зарезали, разорвали на куски или скинули бомбу на голову. Жестокость подаётся детям так, что им кажется это чем-то смешным. Поэтому, по мнению эксперта, важно чтобы был какой-то фильтр.
Советские мультфильмы были хорошими, но моральные ценности, которые были в них заложены, сейчас не воспринимаются детьми. Тогда были другие герои, другая подача информации. Вот почему важно создавать свои мультфильмы.
«Сейчас мы развиваемся по чужим идеям, а хотелось бы, чтобы была своя, национальная. И чтобы она демонстрировалась не только через сувениры, но и через игрушки», – отметила психолог.
Она советует родителям объяснять своим детям, что происходит в обществе, иначе это сделает кто-то другой за них. «Сейчас у нас много разных тёть и дядь, которые хотели бы привлечь к себе внимание детей. Если ребёнок останется один, без родительского контроля и внимания, без национальной идеи, его ценности могут трансформироваться под влиянием различных организаций», – отметила Татьяна Остапенко.