На протяжении семестра (с конца сентября по конец декабря 2022 года) Камила Нурмахамбетова обучалась в Рижском техническом университете, а Гусман Кабдуалиев, Акмарал Бакчакова и Асылхан Серикбай – в Софийском горно-геологическом университете. Недавно они вернулись домой, в Рудный. У всех остались приятные впечатления от учебы и жизни за границей.
Мы встретились со студентами, которые рассказали, пригодятся ли им полученные в заграничных вузах знания, и о том, какое мнение у них сложилось о жизни за пределами Казахстана.
Первой высказалась Камила Нурмахамбетова, она учится на третьем курсе РИИ, в Латвии обучалась на факультете механики и инженерии:
– Для меня, как студентки, учеба в Латвии, бесспорно, была великолепным опытом. Это не только обогатило мое академическое резюме, но и открыло глаза на то, как живут люди другой культуры, как они коммуницируют с иностранцами. Я никогда не видела такой разношерстной толпы в одном месте, в одном университете.
Первым делом, Камила заметила, что в Латвии учебный процесс очень гибкий: студент сам выбирает траекторию своего обучения.
– В одной учебной группе могут оказаться студенты с абсолютно разных специальностей, которым просто необходимо пройти этот предмет для получения карьерной ступени. Там огромное количество смешанных групп – магистранты, бакалавры и те, кто уже поступил на программу специалитета. Происходило общение, обмен опытом, что мне тоже было очень интересно. Потому что такого мало встретишь в Казахстане, – продолжает Камила.
Говоря о жизни в Риге, студентка института отмечает, что люди там живут хорошо.
– Как человек из маленького города, была рада разнообразию в магазинах, в особенности морепродуктов. Очень удивил знаменитый рижский рынок: как казахстанка, столько свежей и достаточно дешевой рыбы еще не видела. Цены для студентов доступные, – говорит Камила.
Интересуемся: ощущала ли дискомфорт в общении с местными жителями, с иностранными студентами?
– Нет никаких предрассудков, предосудительности к людям. Относятся одинаково ко мне – к человеку, который говорит по-русски и может по-казахски, и так же – к немцу, нидерландцу, шриланкийцу. Был страх, что буду аутсайдером в своей группе, но нет – все одинаково общались, учителя одинаково ко всем относились, были рады всем помочь, – отвечает Камила.
Процесс обучения в Рижском техническом университете осуществляется на английском языке: в течение пары к преподавателю можно было обращаться только на английском, на других языках – запрещено. Вне учебы с латышами Камила могла говорить по-русски, по-английски (Камила сдавала экзамен IELTS, у нее уровень С1), с иностранцами только на английском, учителей также можно было вполне спросить о чем-то по-русски.
– Русский в Риге в ходу, на улице часто можно слышать русскую речь. Люди очень легко понимали, что я говорю по-русски, даже говорили, что по лицу видно, что знаю русский, и поэтому спокойно со мной общались, не было никаких предрассудков. Во время учебы хорошо подтянула академический английский, разговорный, в принципе, освоить проще – нет проблем найти собеседника в интернете, а терминология, рабочая специфика, доклады – совсем другой уровень, – говорит студентка.
Что касается трудоустройства тамошних выпускников вузов. Камила рассказала, что многие после учебы уезжают в соседние страны Евросоюза – Германию, Италию, Францию, потому что оплата труда там выше. А вот образование дешевле получить в Латвии, поэтому многие иностранцы стремятся учиться здесь, а потом возвращаются домой, где и трудоустраиваются.
– Немало латышей остается в Латвии, по крайней мере, в Риге и Юрмале. Но в последнее время у них происходит утечка кадров, в особенности студентов, – добавила Камила.
Гусман Кабдуалиев тоже третьекурсник, он обучался в Болгарии, в Софийском горно-геологическом университете.
– График обучения у нас тоже был гибкий, преподаватели относились положительно, всегда шли навстречу, помогали. Познакомился с другими студентами, там учится очень много иностранцев. Жили в общежитии. Условия там хорошие, всё есть, душ в каждой комнате, жили по два, по одному человеку. Что мне понравилось: почти каждый студент свободно говорит по-английски. Можно было контактировать с любым. Очень много людей, в частности, взрослых, которые еще со времен школьного обучения знают русский язык, так что можно было говорить и на русском. Кстати, подметил интересный факт. В Софийском горно-геологическом университете у студентов есть выбор: изучать английский или русский, так вот больший процент выбирают русский. Я интересовался, почему так. Они говорят, что английский можно и без вуза выучить. Как известно из истории, во время Великой Отечественной войны Болгария была освобождена Россией, поэтому там уважают русский народ, видимо, оттого их и тянет к русскому языку.
Болгария – очень зеленая страна, красивая, там очень много гор. Природа шикарная. От университета нас возили в карьер по добыче извести, где мы участвовали в процессе заложения взрывчатки, соединяли провода с детонатором, а потом наяву наблюдали взрыв, – рассказал Гусман.
Акмарал Бакчакова тоже обучалась в Софийском горно-геологическом университете, и рассказала об инциденте, который с ними произошел после заселения в общежитие.
– У нас как принято? В общежитии есть кухня. А там нет такого. Студенты не готовят в общежитии, питаются в столовых, кафе. Нас это, конечно, удивило. Мы приехали в тот момент, когда в Софии был праздник – День независимости Болгарии отмечается 22 сентября, и никого в общежитии не было. Потом нам объяснили, что да как, и показали места, где студенты обычно питаются.
А что касается процесса обучения, то здорово, что там студенты могут выбирать предметы, которые хотят изучать. У них очень развит массовый спорт, на улицах – футбольные поля, теннисные корты, волейбольные площадки. В любое время можешь прийти и найти людей, с которыми можешь поиграть. Я с другими студентками по вечерам играла в волейбол, мальчики – в футбол.
Удивительно, что в Софии выпускной у студентов (магистрантов, бакалавров) в декабре, а начинается учебный год так же, как и у нас, в сентябре. Так вот нам удалось попасть на вручение дипломов, было интересно.
Конечно, поднимались в гору, на высоту 2000 метров. Было тяжело, но справились. Посмотрели на Софию с высоты птичьего полета, очень красиво, – делится впечатлениями Акмарал.
Асылхан Серикбай учится на факультете горного дела, он впервые побывал за границей, тоже обучался в Софийском горно-геологическом университете.
– Люди там очень разные, как и у нас, в принципе. Болгария – многонациональная страна. Там живет много беженцев из разных стран. Если зайдешь в опасный район, могут возникнуть неприятности. Нас об этом сразу предупредили, и мы свои границы не пересекали.
Думаю, что полученные там знания помогут нам в учебе. Узнали технологию, которую в Болгарии применяют в горном деле. В карьерах они используют программу, которая выдает точные данные о том, сколько там содержится полезных ископаемых. Это минимизирует объем вскрыши. Помимо этого, изучал предмет – аэрологию, узнал, как проводится проветривание в шахтах, – рассказал Асылхан.
► С 2015 года студенты РИИ принимают участие в программе «Внешняя академическая мобильность». За это время наши студенты проходили обучение в США (технологический университет Теннеси), Германии (Висмарский университет), Латвии (Рижский технический университет), в вузах Болгарии (университет химической технологии и металлургии, Софийский технический университет).
В этом году студенты РИИ впервые обучались в Софийском горно-геологическом университете.
Программа «Внешняя академическая мобильность» финансируется Министерством науки и высшего образования. В рамках этой программы оплачиваются транспортные расходы студентов, расходы на проживание, визовая поддержка – всё за счет республиканского бюджета.
Студенты обучаются в иностранных вузах в течение четырех месяцев, и дисциплины, которые они изучили там, потом перезачитываются в родном вузе.
Участники программы отбираются в ходе конкурса. Студенты-претенденты подают заявления, готовят пакет документов, которые рассматриваются на заседании комиссии вуза. Студент должен мотивировать свое желание обучаться за рубежом. Очень важным критерием является успеваемость студента. Стать участником программы «Внешняя академическая мобильность» могут только студенты, обучающиеся по государственному образовательному гранту.
В РИИ обычно в конкурсе два-три человека на место, есть студенты, которых оставляют в резерве.
Каждый вуз Казахстана, в свою очередь, тоже участвует в конкурсе, чтобы иметь возможность отправлять своих студентов за рубеж. Республиканская комиссия отбирает лучшие вузы.
Елена ВОРОНИНА,
фото автора,
из личного архива Камилы НУРМАХАМБЕТОВОЙ, Гусмана КАБДУАЛИЕВА