Игорь Дайкер рассуждает о современных СМИ и рассказывает о том, кто такой настоящий журналист
Игорь Дайкер – представитель педагогической династии. Окончил факультет истории и педагогики Кустанайского педагогического института. Но его жизнь всегда была связана с телевидением. Так, в свое время он являлся редактором телекомпании «Интерстан» (Костанай), главным редактором телекомпании «38 канал» (Рудный), директором и главным редактором телекомпании «Рудный даусы», директором телекомпании «Софтлайн» (Рудный).
В одном из интервью он признавался: «вне зависимости от того, была у меня основная работа или нет, студия была всегда». Речь идет о студии телевидения «Старт», которая в прошлом году отметила 25-летие. Студию Игорь Дайкер создавал в одиночку, появившаяся как хобби или общественная нагрузка, – она является неотъемлемой частью его жизни. Образовательная программа была обновлена и лицензирована в 2016 году, это авторская программа Игоря Дайкера.
В преддверии Дня работников связи и информации мы беседуем с Игорем Дайкером о журналистике и людях, которые приходят в эту профессию: какими они должны быть и в чем их роль.
– Игорь Артурович, какие навыки необходимы в журналистике, и какой он – хороший журналист?
– Журналист должен быть грамотным, образованным, иметь широкий кругозор, и самое главное – быть сложившейся личностью, иметь четкое представление о добре и зле, о том, как должно жить общество – о его законах, развитии и потенциале. Собственно, работа журналистом – это служение обществу. Поэтому человек должен знать то общество, для которого работает. Это может быть общество нашего города, области, республики. Сложно будет хорошему журналисту переехать куда-то и на новом месте оставаться журналистом. Почему? – Потому что общественное мнение складывается из менталитета того населения, для которого работает журналист. Если он служит этому обществу, он знает хорошо его проблемы, трудности.
Задача журналиста – облегчать жизнь людям, помогать людям, обществу. Главное правило журналиста – никогда не врать людям, если обманул первый раз, второй, потом теряешь доверие, уважение общества. Какой бы дипломированный ты ни был. Настоящий журналист может влиять на умы людей, на их поведение, решать какие-то вопросы.
Говорят, что журналистика – четвертая власть. Потому что, являясь органами чувств общества, журналисты должны, по идее, в демократическом обществе, следить за действиями чиновников, информировать население с целью улучшения качества жизни. Журналистика опирается на общественное мнение, если оно есть.
Журналист должен иметь какие-то идеалы. И это не о личном обогащении или о собственном успехе, что идет вразрез с концепцией современного человека.
Современная журналистика практически во всем мире – это, по большей части, аффилированные СМИ, то есть СМИ, которые кому-то служат, получают зарплату от кого-то и, соответственно, зависят от них. Это может быть группа лиц, или властные структуры. Это неплохо – быть аффилированным, если ты понимаешь свою роль.
Независимых СМИ в мире очень мало. И даже те, которые есть, так или иначе от кого-то зависят. Концепция информационной безопасности, о которой впервые заговорили в 1999 году, сработала хорошо.
В интернете есть частные каналы, блогеры, которых люди сейчас смотрят, им доверяют, поэтому в интернет и уходит аудитория.
– Расскажите о своем опыте работы на телевидении.
– Учился в институте, когда появились первые видеомагнитофоны. Меня это заинтересовало. В то время у нас было два канала на ТВ, и хотелось видеть больше, чем они показывали. Видео дало такую возможность. В 1990 году у меня появилась видеокамера, тогда это была вообще диковинка – на весь Рудный было две видеокамеры. И с 1990 года начал снимать, причем ежедневно, и много. В 1991 году был открыт видеокружок в гимназии №5, Сакен Тукенов – первый аким Рудного, помог, нам выделили деньги для работы.
В 1993 году меня пригласили на телевидение, отчасти из-за того, что был опыт видеосъемки. В нашей области было пять телевизионных каналов, все – частные, и все делали новости. При этом людей, которые умели снимать видео, были единицы. Сначала попал в Рудненское бюро областной телекомпании «Интерстан». Пришел оператором. Журналистов тоже было очень мало, поэтому на ТВ работали те, кто учился в пединститутах, умели разговаривать с людьми и писать тексты – филологи, историки и так далее. Через две недели работы в Рудном меня перевели в Кустанай. Там из меня сделали журналиста. В 1995 году, когда директор «Интерстана» уехал, я временно исполнял его обязанности. Так, собственно, и попал на ТВ. Тогда все хотели сделать что-то интересное, насытить информационный рынок, была здоровая конкуренция.
В 1996 году всем телекомпаниям по Казахстану не продлили лицензию на использование радиочастотного спектра. Как СМИ они оставались, но выхода в эфир не было. Сотрудникам компании «Интерстан» поступило предложение стать сотрудниками северного бюро Агентства «Хабар». И около года мы так проработали.
На фоне такого развития директор лицея в Рудном предложила открыть студию. Я подумал, и согласился. Первые полгода ждали оборудование, детей набрали, работали с моим видеомагнитофоном. Первый выход в эфир состоялся 7 сентября 1997 года – это день рождения студии телевидения «Старт».
У нас и ранее были очень хорошие взаимоотношения с руководством городского отдела образования, назову несколько имен: Кузьма Сенчев, Андрей Соловьев, Ильдар Гиззатуллин, но помочь нам финансово у них не было возможности. 25 лет мы работали на личном оборудовании. И только нынешний руководитель гороо Темурхан Жайлибаев изыскал возможность, чтобы мы получили 60 процентов оборудования для студии, и закуп еще идет. Этот человек войдет в историю студии «Старт».
– Что бы вы могли посоветовать людям, которые интересуются журналистикой?
– Повторюсь, в журналистику надо идти уже подготовленным. В студии «Старт» объясняем детям правила, законы сбора информации, работы с техническими средствами, пытаемся как-то повлиять на будущее развитие. Дать навыки, которые пригодятся потом, когда многое человек проживет на своем опыте. Мы не учим журналистов. И никогда не было такой цели, чтобы после «Старта» вышел готовый журналист. Это невозможно. Журналистом становятся по призванию души. А для этого должен быть определенный склад характера, жизненный опыт.
– Игорь Артурович, какой у вас девиз по жизни и в работе?
– Я не умею обманывать. Это не моя заслуга, меня так воспитали. И не могу кривить душой. Нужно честно относиться к своему труду, даже к оборудованию, с которым ты работаешь, и, конечно, к людям, для которых работаешь.
Варвара Иванченко, ученица 11 класса гимназии №2:
– В студию «Старт» хожу почти два года, моя основная задача – писать тексты. Пришла случайно, но очень понравилась атмосфера работы, проекты, которые мы делаем, постоянные выезды, события, городские мероприятия, интервью. Это приносит интересный опыт.
Мне приятно от того, что работаю с Игорем Артуровичем. Он всегда помогает нам советом, учит журналистике. Все его советы всегда стараемся применять на практике.
Помимо дипломов за участие в республиканских конкурсах, на протяжении двух лет регулярно получаем награды московского кинофестиваля «Не взрослое кино», там отмечают наши документальные фильмы, репортажи, детские программы очень хорошо оценивают.
Не планирую поступать на факультет журналистики. Но считаю, что мое участие в «Старте» – это огромный опыт, который учит общению с людьми, придает уверенности в себе, здесь получаем полезные навыки, они пригодятся во многих профессиях.
Анастасия Вишниченко, ученица 11 класса гимназии №2:
– Студию «Старт» посещаю два года. Мне нравится журналистика, общение с людьми, интервью.
В прошлом году участвовали в детском кинофестивале «Мечтатель» в Алматы, заняли там несколько призовых мест и получили специальный приз от директора фестиваля за документальный фильм о докторе Жантемирове. Конечно, испытала гордость за нашу студию. Огромную мотивацию получили от участия в кинофестивале.
Достижениями воспитанников Игорь Артурович гордится, значит, не зря работает. Говорит, что наблюдается такая тенденция: многие дети, которые приходят в студию «Старт», хотят быть дикторами. Тем не менее, сегодня «Старт» берет направление на детское кино, а журналистика останется отдельным курсом.
Елена ВОРОНИНА,
фото Виталия ГОРТ