От архитектурного облика – до защиты прав потребителей

На брифинге в акимате рассматривался вопрос состояния объектов предпринимательства и сохранения архитектурного облика Рудного

В мероприятии принимали участие представители отделов архитектуры и градостроительства, предпринимательства, а так же общественного объединения «Союз защиты прав потребителей Костанайской области».

Архитектурный облик Рудного – вопрос многогранный и очень не простой. Требуются системные решения, которые приведут город к общему знаменателю – наведению порядка в его внешнем виде.

Как отметила главный архитектор города Ульяна Бухвалова, согласно Правилам благоустройства территории городов и населенных пунктов Костанайской области, физические и юридические лица, в ведении которых находятся здания и сооружения, собственники зданий и сооружений обеспечивают своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов, а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички, вывески, баннеры. Производится световое оформление витрин магазинов и офисов, выходящих фасадами на улицы.

На городских объектах, у входа, положено устанавливать урны для мусора. Особенно это актуально для торговых точек. Урны располагаются на расстоянии не менее 50 метров одна от другой в местах массового посещения населения. Их очистка производится по мере заполнения, но не реже одного раза в день.

Еще один важный момент. Согласно статье 25 Закона «О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан», субъекты предпринимательства, как и другие юридические лица, обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа. По словам Ульяны Бухваловой, в Рудном создана мониторинговая группа, в составе которой представители отдела занятости и социальных программ. С участием инвалидов проводятся проверки объектов города на предмет их доступности, но пока на некоторых из них можно видеть лишь формальное выполнение условий по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан.

Работа с предпринимателями носит информационно-разъяснительный характер. По словам руководителя отдела предпринимательства Алмата Жилиспаева, подготовлены памятки о необходимости наведения порядка на входных группах и в соответствии с требованиями законодательства.

Работа с предпринимателями проводится и по направлению соблюдения прав потребителей. Вот здесь, конечно, не обходится без конфликтных ситуаций между продавцами и покупателями.

Руководитель ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области» Ольга Березцукая отметила, что в сфере законодательства прав потребителей существует ряд статей, в случае нарушения которых предусмотрена административная ответственность. Многие потребители до сих пор не знают своих прав. Во-первых, продавец (изготовитель, исполнитель, или услугодатель) обязан доводить до сведения всех потребителей свое фирменное наименование, юридический адрес, режим работы. Информация обязательно должна быть размещена в доступе и в обязательном порядке на двух языках – на государственном и русском. Во-вторых, обязательно должна быть информация с контактными данными, адресом и месторасположением уполномоченного органа и субъекта досудебного урегулирования, то есть организации, которая осуществляет защиту прав потребителей. В нашем случае это Департамент по защите прав потребителей Костанайской области и рудненское ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области».

Также закон о защите прав потребителей гласит, что продавец обязан предоставлять всю информацию о товаре и о продавце. В последнем случае это наличие бейджиков у персонала, чтобы потребитель знал, к кому обращаться. За сокрытие данной информации предусмотрена административная ответственность. По ряду статей в части нарушения прав потребителей есть предупреждение, в остальных случаях штраф.

Особое внимание представители ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области» обращают на факты реализации товара без указания цены в местах продажи. Также есть факты, когда на ярлыках цен стоимость указана меньше, чем цена, пробиваемая на кассе.

– За это предусмотрен штраф, для субъектов малого бизнеса в размере шести МРП, субъектов среднего бизнеса – 10 МРП, крупного предпринимательства – 30 МРП, – пояснила Ольга Березуцкая. – Размещение информации на двух языках, обмен товара, предоставление письменных ответов на претензию – а у нас их не любят предоставлять, за нарушение данных норм также предусмотрен штраф: на физических лиц в размере 10 МРП, на субъектов малого предпринимательства – 20 МРП, на крупный бизнес – 50 МРП. В этом отношении Департамент по защите прав потребителей Костанайской области ведет постоянную работу. Информацию о нарушениях можно направлять и в ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области».

Журналистами в ходе брифинга был задан вопрос об остановочных павильонах, совмещенных с торговыми точками. Часто они выбиваются из общего облика. Обязан ли в данном случае предприниматель содержать объект в порядке? Принято решение вынести данный вопрос на обсуждение градостроительного совета города.

 

Булат МУСИН,

фото Виталия ГОРТ