В гимназии №5 открылся школьный музей

Мероприятие прошло в рамках программы «Рухани жаңғыру»

Символично, что открытие школьного музея состоялось в юбилейный год – гимназия №5 отмечает 50-летие. 1 сентября 1972 года в большом здании, в новом микрорайоне города №15 обосновалась средняя школа №5. Первыми ее порог переступили более 2000 учащихся.

С тех пор много воды утекло, путевка в жизнь вместе с солидным багажом знаний дана не одной тысяче выпускников. А вот уже в гимназии появился музей – через полвека после открытия, есть о ком рассказать и что показать.

На церемонию открытия музея приглашены Зоя Папертная и Надежда Кравченко – в разное время они возглавляли коллектив инновационной школы.

По задумке организаторов музей должен стать не только хранителем исторической памяти, но и площадкой для общения учащихся, местом творчества и информационным центром.

Приветствуя собравшихся, директор гимназии №5 Лира Нурова, а именно ей принадлежит идея открыть в школе музей, отметила:

– Мы очень долго готовились к открытию школьного музея, в рамках коллективного творческого дела педагоги готовили экспозиции вместе с учащимися, подключились и выпускники, и, конечно, родители. Большую поддержку в этом деле оказал попечительский совет гимназии. Школьный музей даст возможность обучающимся лучше познать историю родной гимназии, чтобы еще больше сплотиться для достижения новых побед. Открытие школьного музея – знаменательное событие, как для педагогов, так и для учащихся, ведь в этом году нашей гимназии исполняется 50 лет. Поздравляю вас всех с этим событием и всех благодарю за плодотворную работу.

Отличник просвещения РК Надежда Кравченко, она возглавляла гимназию с 2004 по 2010 годы (а до руководящей должности преподавала здесь физику, потом была заместителем директора по учебно-воспитательной работе), вспоминает:

– Я пришла в эту школу, когда ей было всего восемь лет. Молодая школа, но успевшая заявить о себе своими успехами. Это были и спортивные победы в «Артеке», и олимпиады, и творческие конкурсы, и лучшие хоры в городе среди учителей и учеников. Поэтому именно на основе этой школы была создана гимназия, статус присвоен в 1991 году. Гимназия подхватила эстафету школы №5, увеличив заслуги школы своими достижениями. Думаю, что в музее обязательно вспомнят тех, кто трудился в этой школе, кто здесь учился.

Открывая музея, красную ленточку перерезали Зоя Папертная, Надежда Кравченко и Лира Нурова.

На первой экскурсии присутствующим, кстати, в роли экскурсоводов выступили девятиклассники гимназии Джамал Мстоян и Екатерина Евсеева, рассказали об истории создания школы, о гимне и гербе гимназистов, директорах учебного заведения.

– Нашей задачей на первоначальном этапе было показать, чем жила школа до сегодняшних дней – история ее открытия, директоры, достижения. Сегодняшние ученики должны знать историю родной школы. Конечно, были сложности со сбором материалов для экспозиций, нелегко было все это собрать – помогали родители, учителя, которые ранее работали в гимназии, выпускники, в общем, музей открывали всем миром, – пояснил заместитель директора по воспитательной работе Тұрар Қайырбек.

Традиционный школьный музей удачно дополняет виртуальный музей гимназии №5 – с экрана монитора транслируется ожившая история школы. В полную силу виртуальный музей заработал в этом году: одновременно со сбором материала и подготовкой к открытию музея коллектив работал над оцифровкой собранной информации.

Музей будет работать ежедневно. Будут организоваться экскурсии для классов. В роли экскурсоводов будут выступать старшеклассники гимназии.

Зоя ПАПЕРТНАЯ, первый директор гимназии №5 (руководила школой с 1989 по 2001 годы, в это время на базе школы была создана школа для старшеклассников гимназии №5), награждена знаком «Ибрай Алтынсарин»:

– Полвека прошло с тех пор, как школа №5 распахнула свои двери. В эти годы здесь жила целая армия педагогов, родителей и, в первую очередь, конечно, детей. Школа всегда старалась быть местом духовного родства: пока мы вместе, легче нам идти. Сюда шли лучшие ученики, лучшие учителя, а если случалось так, что не совсем лучшие, так и бывает в жизни, но мы из них делали лучших. И это получалось. Сколько выпускников по всему миру разлетелось из стен этой школы. И музей, думаю, с течением времени отобразит географическую карту выпускников за 50 лет существования школы.

Когда создавали школу, было, что называется, не до музеев. Первые десять лет – это были творческие поиски, находки, воплощение их в жизнь. Материалы накапливались. Перестройка школы. Это, наверное, наложило отпечаток на то, что открытие музея откладывалось. Думаю, что и сегодня нельзя говорить о полноценном музее, скорее всего, уголок будущего музея, корни обозначены, а если есть начало, значит, будет продолжение. Музей создается для того, чтобы рассказать о людях, которые в школе проживали свою жизнь. И, конечно, о детях, выпускниках, как о результате их педагогического, творческого труда. Конечно, хотелось бы, чтобы в музее нашел отражение тот период, когда мы шли от школы старшеклассников к школе-гимназии.

Каким должен быть музей, чтобы туда шла молодежь? Всё должно идти в ногу со временем. Раз много техники в мире, различных гаджетов, они тоже должны присутствовать в музее. А сегодняшние дети не хуже вчерашних, абсолютно не хуже. Они гораздо продвинутее, они во многом информированы, может быть, не из области общего курса знаний, которые дает средняя школа, они гораздо шире видят. И что-то, может быть, теряют из базового, что нужно усвоить. Но все равно, современные дети – замечательные, с ними интересно говорить. Так что педагогам надо уметь увлечь этих детей, для этого надо еще больше постараться, чем раньше.

Елена ВОРОНИНА

газета «Рудненский рабочий»