В Рудном выявлено 45 несоответствий визуальной рекламы на объектах предпринимательства города

Что такое информационная вывеска и чем она отличается от рекламы? Этот вопрос стал главной темой брифинга с участием руководителя отдела архитектуры и градостроительства Ульяны Бухваловой и главного специалиста отдела по непроизводственным платежам Управления госдоходов по городу Гульнары Сафиной.

Ульяна Бухвалова сразу пояснила, что Закон «О рекламе» регулирует отношения, возникшие в процессе производства, распространения, размещения и использования рекламы на территории  Казахстана. Статьей 3 данного закона определены основные понятия, что такое реклама, объекты наружной визуальной рекламы, бегущая строка, вывеска, средство индивидуалиции и указатель.

К компетенции местных представительных и исполнительных органов относится установление фактического размещения наружной визуальной рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городе республиканского значения, столице и городе областного значения, в полосе отвода автомобильных дорог. На этом основании специалистами отдела архитектуры и градостроительства совместно с представителями Департамента госдоходов по Рудному еженедельно производится визуальный обход.

Как отметила Ульяна Бухвалова, это не является проверкой или профилактическим контролем. Это установка факта по вывеске или указателю, которые из-за размещения специфичной информации стали относиться к наружной визуальной рекламе и, соответственно, попадают под исполнение статей 604 и 605 Налогового кодекса.

Что это такое? Давайте разбираться вместе.

Согласно закону «О рекламе», реклама – это информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.

Руководитель отдела архитектуры и градостроительства пояснила, что если на вывесках, указателях или баннерах указана информация о каких-то акциях, скидках, ценах, то это уже не просто вывеска, это реклама, которая формирует интерес покупателей. К примеру, вывеска продуктового магазина – магазин «Людмила» – это просто название, и оно не является рекламой, а вот если помимо этого здесь будет размещена информация о низких ценах («Всё по 1000 тенге!», «Цены от производителя», «Новогодние скидки» и так далее), то это уже относится к рекламе и попадает под налоговые отчисления.

– Мы выходим и смотрим по месту. Необходимо всего лишь фото и видеофиксация объекта, чтобы потом направить сведения в налоговую службу по факту размещения рекламы, – поясняет Ульяна Бухвалова. – Предупреждать тех же собственников, чтобы они сняли или привели в соответствие вывеску, не является нашей целью. Но специалисты вручают владельцу или представителю ИП письмо, в котором сказано, как допускается размещать визуальную наружную рекламу. А именно: необходимо подать уведомление в государственный орган – в отдел архитектуры и градостроительства о том, что субъект (физическое или юридическое лицо) имеет намерение разместить рекламу, к примеру, баннер, указатель или вывеску.  Для этого пишут заявление установленного образца, в котором указано место размещения и срок, прилагается эскиз, производится оплата за месяц.

Оплата начисляется в зависимости от размера наружной рекламы, в Налоговом кодексе указаны ставки. К примеру, размещение баннера до двух квадратных метров в месяц обойдется в сумму 1 МРП, от двух до пяти квадратных метров – три МРП и так далее.

– Столкнулись с тем, что предприниматели приходят к нам и говорят, что у них на объекте не реклама, а просто вывеска. Даем разъяснения, – продолжает Ульяна Бухвалова. – Бегущая строка – это тоже способ распространения рекламы, которая размещается над входом магазина или на фасаде. Если идет перечень продуктов – соль, сахар, мясо, колбаса – это не реклама, а вот когда пишут цены или завлекают покупателей информацией, что здесь дешевле – это уже реклама. Также и с указателями. Если он стоит вблизи здания и там написан адрес, к примеру, улица Топоркова, строение 54 – это геолокация, она указывает, где находится объект, это не реклама. Если же еще указаны телефоны, аккаунт в соцсетях, какая-то информация о товарах и ценах, в общем, всё, что заинтересовывает, формирует и поддерживает интерес, – это уже реклама.

Слово взяла главный специалист УГД по Рудному Гульнара Сафина:

– После того, как факт размещения рекламы установлен, сотрудники Управления государственных доходов оставляют владельцу субъекта уведомление, что этому налогоплательщику необходимо подойти в отдел архитектуры и градостроительства, на Космонавтов, 12 в кабинет №305, чтобы  заключить договор о рекламе. Когда налогоплательщик получает такое извещение, он должен явиться до окончания  месяца, в котором установлен факт, и произвести оплату тоже до конца месяца. К примеру, уведомление он получил в августе, но пришел 1 сентября оформлять договор или писать заявление о демонтаже наружной рекламы, он платит за август и за сентябрь. Оплата налогов должна идти месяц в месяц, до 25 числа. Из отдела архитектуры, как исполнительного органа, получаем реестр, в котором указаны сведения налогоплательщика – ФИО, ИНН, сумма налога, за какой период он начислен, информация о баннере или штендере. Согласно этим данным делается разноска на лицевой счет налогоплательщика. Оплачивается налог на УГД по Рудному. После того, как начисление «садится» на лицевой счет налогоплательщика, можно оплату производить через Kaspi Bank.

Как сообщили спикеры, в городе выявлено 45 предпринимателей, у которых есть нарушения, но они считают, что вывески – это их собственность, и там можно размещать любую информацию.

– Что будет, если предприниматель не оплатит налог на рекламу?

– Если предприниматель до 25 числа не заплатит, то автоматически ему начнет насчитываться пеня. Может дойти и до ареста банковских счетов. Но пока таких случаев в Рудном не было, стараемся объяснить налогоплательщику, чтобы он обратился в отдел архитектуры и градостроительства для заключения договора или написал заявление на демонтаж наружной рекламы, – ответила Гульнара Сафина.

В Рудном более 1000 объектов МСБ, и практически на каждом из них есть реклама. Информационно-разъяснительная работа среди предпринимателей продолжается.

Закон «О рекламе»

7-2) вывеска – информация о наименовании и роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также крышах и фасадах в пределах зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах их фактического нахождения и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;

7-3) указатель – конструкция размером до двух квадратных метров включительно, размещенная на земле или опорах контактной сети и освещения, указывающая место нахождения организации, торгового или иного объекта и расположенная в непосредственной близости от них, содержащая исключительно информацию об их наименовании, средстве индивидуализации (при наличии) и навигации;

10) объект наружной (визуальной) рекламы – сооружения, различного рода объемные или плоскостные конструкции, в том числе экраны и электронные табло, световые конструкции, и иные средства, используемые для распространения и (или) размещения рекламы.

Булат МУСИН,

фото Султана СЕРТАЕВА