Совещание по вопросам газоснабжения населения прошло с участием председателей ПКСК, компании-поставщика и представителей сервисных организаций
Совещание инициировано отделом жилищной инспекции акимата. Поводов собрать заинтересованные стороны два. Первый – представителям ПКСК в очень скором времени придется обучить сотрудника, ответственного за безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.
А второй – вызывающая вопросы у жителей ситуация с заключением договоров на обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, многие не в курсе, за что и кому они платят.
Немного предыстории. До 2013 года техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) – стояков, газопровода проводилось одним коммунальным предприятием. Рудничане постарше помнят, как работники «Горгаза» регулярно совершали обходы домов и проверяли оборудование. С потребителей за эту услугу денег не брали, поскольку ее стоимость была уже включена в тариф на пользование газом. Но в связи с внесением поправок в закон РК «О газоснабжении» от 9 января 2012 года, стоимость технического обслуживания ВДГО из уплаты за газ была исключена. И с 2013 года ПКСК обязали заключать договор на техническое облуживание ВДГО квартиросъемщиков, а собственников жилья – на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (газплиты, газового котла, внутриквартирной газовой разводки, приборов учета газа). С тех пор и поныне обход квартир и домов производится раз в год, сумма для собственников выставляется одна – и за обслуживание внутридомового газового оборудования и за обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Открывая встречу, руководитель жилищной инспекции Меирбек Исмагулов пояснил:
– Отдел жилищной инспекции является государственным органом, осуществляющим государственный контроль в границах города в сфере газа и газоснабжения. Сети, которые находятся в многоквартирных жилых домах, обслуживаются сервисными организациями – ТОО «РЦКУ-Костанай», ТОО «СеКо ПЛЮС», ТОО «Ремгазсервис», их сотрудники присутствуют на совещании. Также пригласили представителей компании-поставщика природного газа – АО «КазТрансГазАймак», и представителей ТОО «База сжиженного газа».
Далее слово взял методист отдела жилищной инспекции по вопросам газа и газоснабжения Николай Сысоев. Он также отметил, что одной из функций жилищной инспекции является надзор и государственный контроль за безопасной эксплуатацией внутридомового газового оборудования.
А начал Николай Сысоев с довольно резкого заявления в сторону председателей ПКСК:
– На сегодняшний день ситуация такова, что поставщик природного газа обязан отключить город от газоснабжения. По вашей вине. Но, думаю, что это в силу незнания, недостаточной вашей информированности. А дело вот в чём. В каждой организации, эксплуатирующей системы газоснабжения, приказом его исполнительного органа из числа руководителей или специалистов, назначается лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию объектов системы газоснабжения, прошедших обучение в соответствии со статьей 79 закона Республики Казахстан «О гражданской защите». Ни у кого из председателей или работников ПКСК нет соответствующего удостоверения, чья копия должна быть передана в жилищную инспекцию. Этот важнейший вопрос, считаю, необходимо привести в соответствие с требованиями законодательства.
Закон не предполагает, что ответственным лицом за безопасную эксплуатацию объектов системы газоснабжения должен быть исключительно председатель ПКСК, это может быть любой инженерно-технический работник или другой сотрудник кооператива.
– Этот человек обязан при прохождении технической ревизии специализированной организацией непременно в ней участвовать, подписывать акт выполненных работ и в случае, если возникает необходимость отключения от газоснабжения, он должен работать с поставщиком, представлять документы. Специализированная организация только выявляет нарушения требований по эксплуатации газового оборудования. Поставщик, получая от ответственного лица ПКСК документы, принимает решение: отключать потребителя от газа или же фактов, необходимых для экстренного отключения, не имеется, – разъяснил Николай Сысоев.
Важно в данном случае сработать как можно оперативнее, дабы не допустить, к примеру, критической утечки газа, которая может завершиться трагедией.
– Мы готовы со своей стороны консультировать представителей ПКСК. Но, тем не менее, пройти необходимый минимум – получить допуск как лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования, необходимо, это многое прояснит, – отметил методист жилищной инспекции по вопросам газа и газоснабжения.
Оглашен срок, к которому в каждом ПКСК должен появиться ответственный за безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования работник, прошедший соответствующее обучение и получивший на руки необходимое удостоверение – до 25 сентября. К началу отопительного сезона.
Журналист «Рудненского рабочего» поинтересовался: где можно пройти данное обучение?
– В пределах города есть организации, которые имеют лицензию на обучение, их более чем достаточно. Курс небольшой, большей частью рассчитанный на самостоятельную подготовку, особенных сложностей здесь я не вижу. По окончании курсов человек получит протокол обучения на допуск лица, ответственного за безопасную эксплуатацию внутридомового газового хозяйства, и удостоверение соответствующего образца, – ответил Николай Сысоев.
От председателей ПКСК поступил вопрос: кооперативы ликвидируются после 1 июля 2023 года, кто потом будет отвечать за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования?
Ответил руководитель отдела жилищной инспекции:
– Управляющая компания точно так же будет нанимать сервисную организацию по оказанию именно этих услуг. В жилищной инспекции есть проверочный лист, по которому проводятся проверки в сфере газа. Первый пункт – это наличие приказа, его отсутствие будет незначительным нарушением, а второй пункт – это наличие работника, прошедшего обучение, если такового не имеется, фиксируется грубое нарушение, и сразу налагается штраф в размере 10 МРП.
Председатели ПКСК новость об обучении сотрудника, ответственного за безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования, встретили без энтузиазма. В свое время кооперативам навязали заключать договор с сервисными компаниями, в штате которых есть специалисты в сфере газа и газоснабжения.
– Мало того, что в ПКСК есть ответственные работники по теплоснабжению и электроснабжению, теперь нас еще обязывают обучать сотрудников, компетентных в сфере газа. И, прежде чем говорить о наказании, надо это обучение организовать. Организуйте, и мы пойдем учиться, – отметил один из председателей ПКСК.
– Это не проблема. Мы выясним, какие учебные центры в Рудном оказывают такие услуги, и передадим вам их коммерческие предложения. Во все ПКСК сделаем рассылку, – пообещал Меирбек Исмагулов.
Переходя ко второму вопросу совещания, Николай Сысоев отметил, что в жилищную инспекцию часто поступают звонки по поводу того, что к жителям в дома приходят работники нескольких компаний, убеждая заключить договор на техобслуживание газового оборудования, разумеется, на платной основе.
– Почему ПКСК, заключая договор на техническое облуживание внутридомового газового оборудования, функцию по сбору денег не берет на себя? Почему это должен делать кто-то другой? – спросил Николай Сысоев.
Председатели ПКСК едва ли не хором ответили, что сбор денег за техническое обслуживание ВДГО не входит в их компетенцию, это – прерогатива сервисных компаний, с которыми кооперативы заключают договор. И в договоре прописан порядок оплаты – он производится представителями компании непосредственно с жителей. Работники компаний, осуществляя поквартирный обход с целью техосблуживания, имеют при себе кассовые аппараты, факт оплаты передается в налоговый орган, с отражением того, за что именно взимались деньги.
Здесь взаимопонимания между методистом жилинспекции и представителями ПКСК достичь не удалось, каждый остался при своем мнении. Будем еще учитывать и тот факт, что между сервисными компаниями наблюдается серьезная конкуренция за клиентов, ведь это их прибыль. Потому-то и наблюдаем, что в некоторых микрорайонах города могут работать представители двух разных организаций, отвоевывают рынок.
От себя хотелось бы добавить, со стороны третьего лица и собственника жилплощади. Раз уж в жилищную инспекцию поступают звонки, мол: «В городе орудуют мошенники, представляются сотрудниками обслуживающих газовых компаний», значит, жители не совсем понимают, что такое индивидуальный договор с потребителем на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, и что такое договор ПКСК, делегированный собственниками, на обслуживание внутридомового газового оборудования. Многие не в курсе, что в городе действуют несколько сервисных компаний и с кем заключить договор на год – решать собственникам жилья. Так почему бы ПКСК не повесить на подъезды объявления разъяснительного характера? Ведь жителей, которые не дают доступ в квартиру, опасаясь нарваться на лжепроверяющих, понять можно.
ЗАКОН «О ГАЗЕ И ГАЗОСНАБЖЕНИИ». СТАТЬЯ 19.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОПОТРЕБЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
Пункт 1. Владельцы газопотребляющих систем и газового оборудования обязаны обеспечивать их надлежащее техническое состояние и безопасность.
Пункт 3. Коммунально-бытовые и бытовые потребители обязаны заключить договор на техническое обслуживание принадлежащих им газопотребляющих систем с газораспределительной организацией или владельцем групповых резервуарных установок, осуществляющими подачу товарного или сжиженного нефтяного газа, либо с независимой специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание газопотребляющих систем, аттестованной в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области промышленной безопасности на право производства работ в области промышленной безопасности.
Пункт 5. Запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание.
Елена ВОРОНИНА,
газета «Рудненский рабочий»
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ