Практически во всех государствах мира присутствует бытовое насилие, независимо от уровня их развития и культуры. К сожалению, Казахстан не исключение. Ведь, по данным МВД, ежегодно в нашей стране регистрируется более 10 тысяч фактов бытового насилия, в том числе с летальным исходом.
Общественное объединение «Исследовательский центр «Инновационное образование» по государственному социальному заказу городского отдела внутренней политики реализует проект по проведению гендерной и семейно-демографической политики, в рамках которого и был проведен круглый стол, где представители общественного объединения поделились своим опытом.
Перед собравшимися педагогами выступила директор приюта оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия Костанайского филиала ОО «Казахстанская ассоциация по половому и репродуктивному здоровью (КМПА)», психолог Нина Косюк:
– Ситуации, связанные с насилием, есть, и вы будете с этим сталкиваться, поэтому необходимо знать, как работать в той или иной ситуации. У каждого свои слезы, но буду сейчас вспоминать те слёзы, на которые я реагирую, то, с чем работаю. Приходилось ли вам сталкиваться с человеком, которого в детстве избивали до полусмерти? Мы думаем, что такого чаще всего нет, но такое есть, и очень часто. Но когда мы про это вспоминаем, включается психологическая защита. Кто имеет право нас наказывать? – Родители. А за что нас наказывают? – За то, что совершили оплошность. Мы думаем, что сделали что-то хорошее, а родители считают, что это что-то плохое и наказывают ребенка. По их мнению, это стиль воспитания. Заметьте, что дети, вырастая, перенимают этот стиль воспитания. И считают, что так и надо – бить ребенка. Но когда ребенка бьют, происходит боль, плач, страх, он пытается оправдать родителей. Внутри откладывается: «Я плохой, а родители хорошие». Самооценка занижена, и по жизни мы ищем таких же людей, как мы, и тех, кто нас поддержит, пожалеет. Это один из сценариев жертвы. А второй, когда родители хвалят ребенка, принижая себя. Тогда растет эгоизм, потребительское отношение. И есть родители, которые ничего не делают и говорят, что у ребенка ничего не выйдет. Если родители воспитывают ребенка адекватно, поддерживая в жизни, то он вырастает хороший и такими считает родителей. И такие люди живут на позитиве, куда бы ни пришли, и с чем бы ни столкнулись. И такие люди не сталкиваются с насилием.
Психологи на встрече разбирали педагогические ситуации, обсуждали вопросы эффективного общения с ребенком, виды наказания и поощрения. Акцентируя внимание на том, что нужно повернуть родителей к семье и показать, что самое важное не то, что родители покупают, и не то, что работают и стараются, оплачивают кредиты, а то, когда они проводят время вместе с детьми. Важно ваше внимание, а не то, что вы подарили. В памяти останутся воспоминания о проведенном вместе времени и уделенном внимании. Только это дети вспомнят. Без внимания любой подаренный подарок быстро забудется. И воспоминания должны быть хорошими, а не о насилии.
– Наверное, самые большие слезы – это даже не когда тебя бьют. Ты вытерпишь, а вот когда при тебе бьют твою мать, ты боишься, злишься и ничего не можешь сделать. Хочешь помочь, но не получается, физически ничего не сделать. А если это видит ребенок в возрасте от трех до пяти лет, то такое поведение считается нормой в его глазах. Только после пяти лет ребенок может оценивать ситуацию: плохо или хорошо, – говорит Нина Косюк.
Еще одну неприятную ситуацию Нина Борисовна попыталась объяснить с участием двух добровольцев из зала. Представив, что они – семейная пара, где у мужа возникают сложности на работе, и что в какой-то из моментов его состояние вызывает у супруги недовольство и претензии.
– Представим, что какой-то момент он ее ударил. Женщина говорит, что сама виновата, но идти некуда, а рядом еще маленький ребенок. А потом она сорвется на детях. Если не ударил он, то это сделает потом она. Начнет снимать стресс с помощью алкоголя в компании подруг, но так как есть ребенок, подруг позовет домой. Муж попросит прощения, она его простит. И вот в этот момент, когда она его простила, она встала в колею жертвы. Ударили раз, ударят и второй. Причем, в последующие разы будет только хуже. Подругам она не сильно нужна, идти некуда, мама не примет, муж приносит деньги, а она без работы и с детьми – вот сколько есть оправданий, чтобы каждый раз прощать и оставаться с мужем. И он, чувствуя безнаказанность, этим пользуется, снимает стресс. А женщина постепенно теряет социальные навыки: не хочет больше любимому готовить, стирать, больше ничего для него не хочет делать. А когда смотрит на детей, видит его лицо, его глаза.
Старший инспектор группы по защите женщин от насилия Управления полиции Рудного Динара Таныкпаева отметила:
– Когда женщины выражают свое недовольство законодательством, хотелось бы добавить, что мы работаем в рамках закона. По тем правилам, что у нас есть на сегодняшний день. По-человечески мы понимаем, что этого, может быть, мало, что это не до конца работает. Но мы ничего больше предпринять не можем, так как это законом не предусмотрено. И то, что в рамках закона сделать можно, мы сделаем, обращайтесь, пожалуйста.
– У нас часто бывает так: жертва на эмоциях, в порыве гнева, вызывает полицию, пишет заявление, а на утро сама же приходит и просит вернуть заявление, говоря, что они с мужем помирились. Соответственно, у участкового руки связаны. Он не имеет права без заявления привлекать кого-либо, если заявитель отказывается от этого. Сейчас, когда изменения вступят в силу, участковые уже будут на свое усмотрение, без заявления пострадавшей, принимать решение по ситуации. Если он видит побои и что женщине нужна помощь, даже если она не хочет обращаться в полицию, участковый от своего имени сможет вынести защитное предписание и административный протокол, – добавила Динара Таныкпаева.
Сотрудники полиции напомнили: если психологи учебного заведения заметили, что ребенок или его мать подверглись семейному насилию, следует незамедлительно обращаться по номеру «102» или позвонить по телефону доверия: 3-34-31.
Ежемесячно в Управлении полиции регистрируется около 30 фактов насилия в семье. За 2021 год КФ ОО КМПА оказал более 8000 услуг, в их числе социально-бытовые, медицинские, психологические, педагогические, трудовые, культурные, экономические, правовые. В Костанайском приюте оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия на данный момент находится 24 человека, в прошлом году было 28.
В разговоре с журналистом «Рудненского рабочего» Нина Косюк добавила:
– Самый важный аспект – необходимо формировать нетерпимость к насилию. И пока эта нетерпимость не будет нормой нашего общества, мы так и будем терять женщин, будут сломаны судьбы детей, будут суициды и всё остальное – это всё вытекает из воспитания или насилия в семье. В прошлом году у нас было 125 обращений, 82 человека были на долгосрочном пребывании в приюте на протяжении шести месяцев. Мы покрывали всю область в прошлом году, потом в Рудном открылось отделение помощи жертвам бытового насилия, в Житикаре, а скоро откроется в Лисаковске. Но самое печальное, что жертв меньше не становится. И мы принимаем всех. Не важна национальность и возраст, бывают бабушки и матери с новорожденными. Женщины обращаются, и это хорошо.
Иван ЛЕЩЁВ,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ