Будущее за робототехникой

Сейчас активно развиваются такие направления, как искусственный интеллект и нейросети. Они, безусловно, будут тесно связаны с робототехникой. Но как и в каком виде – это уже отдельный вопрос.

В школе имени А. Байтурсынова (бывшая школа №19) кружок по робототехнике уже работает.

Учащиеся седьмого класса Магжан Жумабай и Дамир Адилханов совместно разработали агрегат, который автоматически вносит удобрения на посевные площади. Магжан защищал этот механизм на областных соревнованиях и занял первое место.

– Этот робот называется «Агро», – рассказал Магжан Жумабаев. – Механизм включается с помощью особой программы, которая содержится в EV3 (Lego Education Mindstorms EV3 – это конструкторский набор программируемой робототехники, который даёт возможность создавать собственных роботов LEGO и управлять ими – Примечание автора). Как это работает? Сначала мы удобрения кладем на конвейер, от него это всё приходит к миксеру, где всё перемешивается, а с помощью дозатора мы можем определить, какое нам нужно значение воды. Дозатор даёт команду сервоприводу, после чего удобрение автоматически перекладывается на почву.

Одноклассники, участники кружка робототехники Айдос Бухаралиев и Нурлыбек Дангилов создали робота под названием «Скорпион», который перемещает тяжелый груз из одного места в другое. По их мнению, искусственный интеллект значительно облегчает работу человека.

В настоящее время в кружке имеется три основных и два ресурсных оборудования. Также набор из трех «Arduino uno» учит детей программировать. По словам программиста, руководителя секции робототехники Ерсултана Бухарбаева, в ближайшее время планируется приобретение робототехнического оборудования:

– Занятия робототехникой проводятся два раза в неделю. В группе пока семь человек. Пока что у нас имеется три набора Lego EV3, собираемся купить еще, и расширить секцию.

Учащиеся защитили научный проект на городских и областных конкурсах, заняли третье место. Недавно приняли участие в республиканском фестивале «ROBOLAND-2022» в Караганде, где были представлены лучшие работы 300 команд из разных стран – Греции, России, Узбекистана и Кыргызстана.

– Робототехникой начал заниматься со школы, – поясняет Ерсултан Бухарбаев, – когда учился в девятом классе. Участвовал и выигрывал во многих конкурсах. Как руководитель секции уже участвовал в республиканском конкурсе, который прошёл в Караганде. Он принес много опыта. Было большое количество команд. Мы участвовали в открытом состязании. Там нужно было сделать свой проект, требующий креативного подхода. Он должен был решать какую-то глобальную проблему, и мы поставили акцент на постройке школ и детских садов. Сделали робота, способного автоматически собирать материалы и строить здания.

Занятия робототехникой позволяют ребенку проникнуться инженерией с ранних лет, что, безусловно, поможет ему в дальнейшем определить вектор развития, как специалиста в том или ином направлении.

Дарья ТИХОНОВА,

фото Марины КОЛЧАНОВОЙ