Цены на продукты питания продолжают оставаться в первых строчках рейтинга забот рудничан

И не только рудничан. Всей страны и мира. О планетарном финансово-экономическом кризисе официально нигде не заявлено. Все по умолчанию. Сейчас едва ли найдешь человека, который бы не знал о продовольственных проблемах не только в собственном регионе, но и в соседних, и тех, кто за соседними.

Другой вопрос, что своими именами мало кто называет происходящее, прикрываясь ставшими штампами выражениями «временные трудности», «в силу сложившихся обстоятельств». Все очевидно и просто – кому война, кому мать родна. Родилось не сегодня, умрет не послезавтра.

Спекуляция нынче называется бизнесом. Не во всех случаях, разумеется. Некогда слово «спекулянт» по уничижительности было тождественно слову «вор». Потом определение потеряло свою унизительную окраску и превратилось в слово «бизнесмен». Превратилось, но суть не потеряло. Волк в овечью шкуру превратился, нутро осталось.

Аллегории весьма грубы, но понятны. И при этом мотивы тех, кто зарабатывает на кризисах, мнимых или настоящих, неочевидных при очевидном.

Сейчас гипотетически, которое можно считать фактическим: «Слышу шум. Не совсем знаю, где он. Так: капуста, мука, сахар…».

Так вряд ли могут рассуждать магазины «шаговой доступности». Так мыслят «сети», которым, прежде всего, нужно привлечь как можно большее число покупателей и, как правило, они успешно справляются с этим, привлекая разноплановыми штучками потребителя. Золотое время для спекулянтов – ИП.

Однако у ИП – индивидуальных предпринимателей – дело бизнеса «купи- продай», словно полный отрыв! Не нужно придумывать нечто новое, бери, продавай, не зевай только.

Не углубляясь в технологии, возьмем примитив: как-то тут запахло жареным. Сахаром. Все легко: ноги в руки и вперед по магазинам, рынкам, создавая ажиотаж. Агентство «ОБС» – «Одна бабка сказала» никто так и не смог опровергнуть и отменить.

И вперед! Народ, пошли за сахаром, гречкой, другим сыпучим! Кстати, мало было ажиотажа по поводу муки. Чудно! Был, отчасти.

Устали от официальных формулировок: цены на основные продовольственные продукты питания на установленном уровне, превышения пределов не зарегистрировано.

А еще народу предоставляется право на участие в городских сельскохозяйственных ярмарках, в которых продукцию свою реализуют сразу несколько хозяйств Костанайской области.

Уезжают «голышом», но при прибыли, хотя бы не в убытке. Во всяком случае, так говорят реализаторы, которые настоятельно требовали уйти в аноним. Их слова подтверждают лишь те, кто торговал одноименной продукцией в специализированных отделах городских продуктовых магазинов. Стоимость продукции практически не отличалась. Ярмарка – не ярмарка!

Слово-то какое яркое – ярмарка! Только вот под словом этим подразумевается не распродажа продуктов питания по ценам, отличным от обычных, но нечто иное.

Ярмарки – самый эффективный усилитель любого уровня, форм или фрагмента экономики. Ярмарки являются изначальным и полноценным форматом практики любого вида деятельности, создают наиболее концентрированную празднично-образовательно-деловую среду для создания и открытия новых знаний, совершенствования умений и навыков в любом виде человеческой деятельности.

Сегодня ярмарка – способ привлечь покупателя к торговому развалу. Без сомнений, выгодно всем: производителям – посредникам (без них никак) – покупателю.

Обыкновенная цепочка очевидна: производитель – покупатель. Нет ее сейчас. Межреберье заполонили все, кому не лень: купщики, перекупщики, менеджеры… В итоге у производителя лишь намек на прибыль, а в конце торговой цепочки бедняга-покупатель, вынужденный покупать нечто переработанное не единожды за натуральный продукт. Дело в цене продукта, которую забирает себе вовсе не фермер, а некто, менеджером себя назвавший.

И так, куда не плюнь! Кругом менеджеры и логистика.

Костанайская область – житница и молочный край. Истина известная, но, вероятно, не аксиома: стоимость литра молока у нас взлетает мгновенно, без малого на 60 тенге за сутки.

С мукой тоже не все так гладко: так называемый социальный хлеб уже далеко не социальный, только под именем этим ходит. Несколько десятков кирпичиков на город разве это сумма?

Такова жизнь. Для большинства горожан думающих это способ сохранять спокойствие при самых неожиданных обстоятельствах, не подыгрывая спекулянтам и популистским жрецам.

В РУДНОМ ВСЕ В ПОРЯДКЕ

Отдел сельского хозяйства акимата Рудного:

– В городе на постоянной основе проводится мониторинг цен и информационно-разъяснительная  работа с реализаторами розничной торговли по недопущению необоснованного повышения цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ), а также по соблюдению торговой надбавки в соответствии с законодательством не более 15 процентов.

Меры по пресечению фактов завышения цен на 19 наименований СЗПТ, а также меры антимонопольного реагирования к оптовым рынкам принимает ГУ «Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции» по Костанайской области.

В рамках мониторинга цен нарушений по превышению торговой надбавки не выявлено.

Ирина ВЕДОВА,

газета «Рудненский рабочий»

фото предоставлено пресс-службой городского акимата