Что изменилось в работе ЦОНа после открытия цифрового офиса в декабре 2021 года, и после капитального ремонта?

Тем, кто давно не был в нашем ЦОНе, зайдя внутрь, тут же бросится в глаза перестановка. Достаточно просторная зона ожидания, а в углу – стойка регистрации, за которой работает пять человек со скользящим графиком обеда. На стене – экран с номерами талонов разного цвета, они обозначают соответствующую зону обслуживания, таких тут восемь.

В мае этого года внедрен пилотный проект «Нәтиже» для подачи официальных обращений в государственные органы, проведения консультаций по вопросам заявителей, оказания государственных услуг, и всё это – на одной площадке, что должно упростить процесс обслуживания населения, сделать его более комфортным и доступным для граждан. Другими словами, посредством «Нәтиже» госуслуги акимата можно получить в ЦОНе. Для прозрачности структуры. Таким образом, ЦОН становится посредником между акиматом и заказчиком услуги, тем самым исключаются излишние, прямые контакты сторон. Сокращаются коррупционные риски. А в Костанае «Нәтиже» находится в акимате, со специалистами ЦОНа.

Для тех, у кого дома нет компьютера, кто не умеет им пользоваться, или возникают трудности при получении электронных услуг, в ЦОНе имеется сектор самообслуживания, состоящий из четырех столов для клиентов. Его еще называют «Connection Point». На электронных участках закреплены два специалиста, которые помогают гражданам самостоятельно справиться с программой. Тут можно подать заявление на смену фамилии, зарегистрировать ИП, поставить ребенка в очередь в детский сад и воспользоваться всеми услугами портала «электронного правительства», имея при себе электронную цифровую подпись или удостоверение личности нового образца.

В зоне самообслуживания специалисты ЦОНа консультируют по вопросам использования портала «электронного правительства», платежного шлюза и получения электронной цифровой подписи.

– Некоторые люди даже не знают, что такое ЭЦП, – рассказала руководитель отдела Рудного по обслуживанию населения Сауле Мусажанова. – Чаще всего, это люди пожилого возраста, те, кто плохо ориентируются в интернете. Наши консультанты проводят разъяснительные работы, объясняют, что делать. Много граждан обращается напрямую в ЦОН. Большинство услуг уже переведено в электронный формат и некоторые справки уже невозможно получить через оператора. Мы не предоставляем услуги, а проводим консультации, ориентируя по сайту egov.kz, где всё устроено по аналогии, алгоритм получения всех услуг одинаковый. Достаточно один раз показать процесс, и в дальнейшем люди сами смогут получать необходимые справки.

Количество электронных услуг с каждым разом увеличивается. На данный момент их уже более 800. Недавно появился новый раздел – «Поддержка лиц с инвалидностью». Инвалидам больше не нужно обращаться в ЦОН. Можно при помощи ЭЦП оформить необходимый документ. Если есть инвалидность, но нет ЭЦП и возможности получить ее удаленно или в ЦОНе, это не проблема. Специалист может приехать на дом в этот же день или на следующий, зависимо от времени оставленной заявки, и сделать электронный ключ.

Есть изменения и в плане самостоятельного получения услуг. Так, появилась «зона скорости» для получения услуг, требующих меньше времени, таких, как получение ЭЦП или прописки. По стандарту время оформления государственных услуг – от 15 до 20 минут, а тут предоставляются услуги, требующие нескольких минут. Сделано специально, чтобы не задерживать очередь.

– С прошлой недели увеличился поток граждан Российской Федерации за получением ИИН. Мы оказывали данную услугу, но поступило распоряжение от руководства, чтобы отправляли людей в Костанай в спецпункты для оформления ИИН, ориентированные только на иностранцев, по улице Тәуелсіздік, 118/1. Это сделано для того, чтобы уменьшить очереди для наших граждан. В операционном зале работает шесть столов, нагрузка ощущается, когда сотрудники уходят на обед. Обычно мы успеваем. В среднем, в день за получением стандартных услуг обращается около 300-400 человек, помимо этого в сектор самообслуживания приходит порядка 200-300 человек. Но на прошлой неделе нагрузка увеличилась в два раза. Чувствуются определенные сложности, нехватка кадров, особенно в такие моменты. Продолжаем осуществлять корректировку ИИН. Буквально два месяца назад услуга регистрации временной прописки была передана от иммиграционной службы в ЦОН, – пояснила Сауле Мусажанова.

Специальные пункты по оформлению ИИН для иностранцев оборудуют в семи городах страны: Алматы, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Астане, Актобе и в Уральске.

Сейчас много возможностей для получения справок: сайт egov.kz, egov mobile, Телеграм бот EgovKzBot2.0, специальное приложение «ЦОН» при помощи которого можно персонально связаться с сотрудником ЦОНа. Он поможет прописать человека, получить сведения об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, справки о несудимости, от нарколога и психолога, ответит на интересующие вопросы. Спектр услуг приложения меньше, чем в egov mobile, и ориентирован, как персональный консультант.

Всё движется к тому, чтобы упростить долгие процессы оформления документов, ожидания в очередях и перейти на электронные документы, которые можно получить быстрее и проще.

ЦОН работает с 9.00 до 18.00 часов без обеда, суббота и воскресенье – выходной

Иван ЛЕЩЁВ,

газета «Рудненский рабочий»

фото автора