Должны ли блогеры нести ответственность за то, что они рекламируют?

Порой именно из-за доверия к блогеру люди отдают свои деньги мошенникам

Доверие аудитории к рекламе в СМИ, к тому, что написано на билбордах, невелико. Это давно знакомые каналы продвижения, и им все труднее достучаться до сердец потребителей. Другое дело – блогеры. На них подписываются потому, что они внушают доверие, симпатию, люди хотят им подражать.

И когда успешный человек с многомиллионной аудиторией советует инвестировать деньги в некий бизнес, обещающий хорошую прибыль, фолловеры следуют этим рекомендациям. Порой это оборачивается серьезными проблемами и для блогеров, и для их подписчиков.

Известного казахстанского вайнера Азимжана Саидбаева, которого обвинили в создании финансовой пирамиды Mudaraban Capital, все еще не нашли, блогер по-прежнему в розыске. Других фигурантов дела, его коллег по цеху Мейржана Туребаева и Мейирхана Шерниязова отпустили под залог, а Саидбаева заочно арестовали на два месяца.

По информации полиции, предварительный ущерб от пирамиды составил более двух миллиардов тенге, в этом деле много потерпевших лиц. В октябре 2021 года арестовали несколько должностных лиц компании, в том числе генерального директора Руслана Бурканова.

Мейржан Туребаев заявил, что он сам стал жертвой обмана. По словам вайнера, он сначала вложил деньги в Mudaraban Capital, а после ему там предложили стать учредителем. Туребаев согласился.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БЛОГЕРАМ НЕ ГРОЗИТ

Адвокат Алма Мусина напомнила: за рекламу финансовой (инвестиционной) пирамиды предусмотрена именно административная ответственность, а вот если уже идет речь о «создании и организации», то это подпадает под статью Уголовного кодекса. Ответственность на публичных людях за рекламу, конечно, лежит, считает адвокат, но есть определенные моменты, которые необходимо учитывать.

«Человек может не знать: может заключить договор на рекламу и не знать, что компания в конечном итоге окажется финансовой пирамидой», – сказала она.

А если блогер был в числе учредителей, доказать его непричастность намного труднее.

«Если он говорит, что на тот момент, когда стал учредителем, не знал про финансовую пирамиду, у него не было умысла на обман, то, конечно, можно доказать, что ввели в заблуждение, но это сложно», – добавила адвокат.

Физически проверить все невозможно, также отметила адвокат.

«Если какая-то компания занимается отмыванием денег, блогеры же не смогут это определить. Но финансовую пирамиду можно – есть признаки. Про них можно в интернете почитать, и Нацбанк постоянно напоминает про мошеннические схемы, делает предупреждения для казахстанцев», – сказала Алма Мусина.

В Казахстане реклама финансовых пирамид не является уголовным преступлением. Если в суде компанию признают таковой, то агитаторов приговорят к административному наказанию – штрафу.

«До вынесения приговора (постановления) по уголовному делу по статье 217 УК определить, является ли организация финансовой пирамидой, не представляется возможным. На момент рекламирования вышеуказанные организации финансовыми пирамидами не признаны, поэтому правовых оснований для привлечения медийных лиц к административной ответственности по статье 150 КоАП нет», – сообщил летом в ответе на депутатский запрос генеральный прокурор страны Гизат Нурдаулетов.

НО ЕСТЬ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Сами медийные личности отметили, что ответственность на них в любом случае лежит за любую рекламу или даже высказывание, так как их читают и смотрят тысячи, а некоторых и миллионы казахстанцев. Именно поэтому многие блогеры тщательно перепроверяют каждое предложение о рекламе, а некоторые и вовсе не рассматривают.

Вайнер, режиссер и актер Нурлан Батыров перепроверяет все, в этом ему помогают директор и юрист.

«Вплоть до публикаций, связанных с благотворительностью, где просят объявить сбор денег на лечение ребенка, – даже в таких ситуациях мы проверяем все досконально, встречаемся с родителями, с ребенком. Мы стараемся выяснить всю подноготную, что из себя компании представляют. Но бывают ситуации, когда действительно все выглядит гладко и нормально, и ты не знаешь, откуда ждать подвоха, несмотря на то, что у тебя есть юристы, бухгалтеры и другие специалисты. Человеку свойственно ошибаться, не углядишь на 100 процентов все равно. Мой юрист, прочитав какой-то определенный закон, тщательно изучив его, говорит, вот это мы не можем рекламировать. А иногда сидишь и не понимаешь, можно или нет. Например, реклама БАДов. Медики говорят, их лучше не рекламировать, потому что в лечебных целях не используют, а в законодательстве вроде не запрещено», – сказал Нурлан Батыров.

Эксперты уверены, людей необходимо больше информировать о мошеннических схемах, финансовых пирамидах, так как их количество возросло, уголовных дел расследуют много.

Источник: informburo.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *