Досудебный порядок при подаче иска о защите права потребителя

Защита прав потребителей – это комплекс мер, которые направлены на то, чтобы лишить недобросовестных продавцов и исполнителей возможности предоставить гражданину некачественный товар или услугу.

Если такая ситуация все-таки произойдет, то имеются законодательные нормы, предусматривающие возможность замены или возврата затраченных денежных средств.

Права потребителей регулируются и защищаются многими нормами действующего законодательства, но основным актом выступает Закон «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года, в соответствии с которым потребителем является физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Закон направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях.

25 июня 2020 года президентом Казахстана были подписаны поправки в Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Изменения предусматривают трехступенчатую систему рассмотрения жалоб.

Первый уровень – рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно, либо через институты досудебного урегулирования споров. Данный уровень досудебного порядка рассмотрения споров является обязательной стадией процесса защиты прав потребителей.

Второй уровень – при неудовлетворении потребителя ответом продавца жалоба направляется в уполномоченный орган (Комитет по защите прав потребителей и его территориальные подразделения). Стоит отметить, что до применения санкций уполномоченный орган еще раз предложит продавцу устранить нарушения в добровольном порядке.

Третий уровень – в случае не урегулирования спора в ходе двух этапов, потребитель вправе подать жалобу в суд.

Досудебный порядок рассмотрения требований потребителя путем самостоятельного урегулирования возникшего разногласия предусмотрен в целях восстановления нарушенных прав потребителя с минимальными затратами времени и ресурсов.

Однако, зачастую при обращении в суд за защитой своих прав граждане минуют досудебное обращение непосредственно к продавцу (изготовителю, исполнителю). Для соблюдения такого порядка суды, как правило, возвращают подобные исковые заявления.

Минуя досудебный порядок обращения к продавцу, потребитель ухудшает свое положение. Так, он лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные законом, которые подлежат взысканию лишь в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, что не будет установлено при отсутствии досудебного обращения истца.

Моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным. Для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, суд должен стать последней инстанцией разрешения подобных споров.

Если все-таки дело дошло до суда, и суд установит правомерность требований, то он взыщет с продавца стоимость товара (услуг), неустойку, компенсацию морального вреда с учетом принципов разумности и справедливости, а также все затраты, понесенные потребителем в процессе защиты своих прав.

В итоге сумма всё равно получается внушительной, поэтому продавцы в последние годы стараются все-таки не доводить дело до суда и удовлетворяют претензии покупателя до начала первого заседания.

Подытоживая, стоит отметить: если в досудебном порядке решить вопрос с нарушением прав потребителей не удалось, и граждане всё же обратились в суд, то суд обеспечит тщательное рассмотрение искового заявления на основании всестороннего исследования материалов дела, и в завершение примет справедливое решение, а также разъяснит мотивы его принятия и сроки обжалования.

Майра ЕРГАЛИЕВА,

судья Рудненского городского суда,

изображение из интернета