ЭСОП как способ вывести перевозчиков из тени

Депутаты городского маслихата рассмотрели вопрос о внедрении дифференцируемого тарифа на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городских автобусных сообщениях

Впервые о внедрении дифференцированного тарифа и электронной системы оплаты проезда – ЭСОП – в нашем городе заговорили летом: точнее, 27 июля на портале «Открытые НПА» был размещен проект постановления акимата Рудного, разработанный отделом ЖКХ, о введении дифтарифа на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа.

Предполагается, на основании расчетов, что если проезд в автобусе оплачивать электронно, стоимость билета будет 100 тенге, если за наличные – 150 тенге. Льготные категории, в частности, дети от семи до 15 лет и пенсионеры, предусмотрены.

В народе, конечно же, эта новость не была встречена с оптимизмом. Все тут же заговорили о качестве обслуживания компаний-перевозчиков, состоянии автобусов и тому подобном. Поэтому было решено вынести вопрос на заседание общественного совета. Прошло два заседания совета, по итогам второго общественники выступили с предложением внести корректировку нижней планки дифтарифа, то есть чтобы при электронной оплате рудничане оплачивали за проезд не 100, а хотя бы 90 тенге. Забегая вперед, отметим, что и депутаты в течение почти двухчасового заседания постоянных комиссий пришли к мнению, что при электронной оплате проезд в автобусе должен стоить не более 90 тенге.

А теперь по порядку.

Заседание постоянных комиссий прошло под председательством Кенжеш Амановой. Прежде чем дать слово докладчикам, она пояснила, что в маслихат поступило письмо от акима Рудного с предложением согласовать дифференцируемый тариф на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городских сообщениях. Поскольку, в соответствии со статьей 19 Закона «Об автомобильном транспорте», тарифы, устанавливаемые исполнительными органами, подлежат согласованию с местным представительным органом – маслихатом.

Первым докладчиком был заместитель акима Рудного Ануар Ескатов. Вначале он остановился на целях, которые будут достигнуты с внедрением ЭСОП: для пассажиров – максимально удобный сервис оплаты за проезд; для перевозчиков – повышение собираемости за проезд на 30 процентов и более, путем увеличения доли безналичных способов оплаты до 95-97 процентов и эффективной работы контрольно-ревизионной службы; для местного исполнительного органа – прозрачная деятельность индустрии пассажирских перевозок общественного транспорта.

– Ситуация в сфере пассажирских перевозок в Рудном на сегодняшний день крайне тяжела: предприятия на грани банкротства, и без государственной поддержки (без должного субсидирования) существовать как отрасль уже не может.

И поэтому местные исполнительные власти приняли решение внедрить в городе электронную систему оплаты проезда – инновационную программу, позволяющую определить необходимый объём субсидий для пассажирского предприятия.

Для обеспечения прозрачности пассажиропотока, необходимого для определения точного объёма субсидий, пассажирскому предприятию целесообразно ввести ЭСОП. Электронная система оплаты проезда позволит вывести из теневого оборота денежные средства для дальнейшего поступления их в бюджет в виде налогов и обязательных платежей.

Дифференцированный тариф – это мотивированный инструмент для оплаты проезда пассажирами безналичным способом. Дифференцированный тариф не является основным тарифом, основной тариф – 100 тенге, он остаётся прежним. Никто не вынуждает пассажиров оплачивать проезд по 150 тенге, более того, мы оставляем окно сроком на три месяца, чтобы пассажиры привыкли к новшеству. То есть три месяца ЭСОП будет работать в тестовом режиме с возможностью оплаты наличным способом – 100 тенге для взрослых, 90 тенге – для пенсионеров и 50 тенге – для детей, – в частности, пояснил Ануар Ескатов.

Замакима также обратил внимание присутствующих на тот факт, что средний расчётный тариф на автомобильные перевозки в городских сообщениях по Рудному составляет 817 тенге, и закон не запрещает установить именно такой. Но акимат не может его утвердить, так как это вызовет общественный резонанс. Золотая середина в данном случае – внедрение ЭСОП.

Оплатить проезд в автобусе безналичным расчетом можно будет несколькими способами: банковской картой, транспортной картой (есть и льготные), посредством банковских приложений (QR), NFC (бесконтактный способ оплаты через телефон), через мобильные приложения, посредством СМС.

– Оплата по льготному тарифу для детей в возрасте от семи до 15 лет и пенсионеров по возрасту будет производиться при использовании специальных транспортных карт или карт Казпочты, в случае согласия поставщика услуги зайти на рынок. В случае, если льготники будут оплачивать проезд любым другим способом безналичного расчета, то стоимость проезда составит 100 тенге. Для всех остальных категорий граждан оплата за проезд при использовании как транспортных карт, так и любого другого способа будет составлять 100 тенге, – отметил заместитель акима города.

Далее Ануар Ескатов более детально разъяснил о сути дифтарифа и ЭСОП.

– Себестоимость 14-го маршрута – 6000 тенге один проезд. Суммировали себестоимость 25 городских автобусных маршрутов, и вывели средний размер тарифа – 817 тенге один проезд. Расчет произведен на основании проданных билетов, предоставленных перевозчиками. Также перевозчики предоставили данные о пассажиропотоке – 100 тысяч человек в месяц. По нашим расчетам, тариф, ориентировочно, должен быть 170 тенге. Но как выявить стоимость точного среднеотпускного проезда? – Путем внедрения ЭСОП. И разницу в 70 тенге между нынешним тарифом и тем, который необходимо внедрить, акимат должен субсидировать. В месяц это обойдется городскому бюджету в сумму порядка семи миллионов тенге, в год – 84 миллиона тенге. Помимо процента, выплачиваемого бюджетом ТОО «Alem Pay», – 9,25 процента компания взимает у перевозчика в аннуитетном порядке за каждый проезд ежемесячно, – сказал Ануар Ескатов.

В течение трех месяцев, пока будет действовать тестовый режим ЭСОП, 25 городских маршрутов необходимо будет признать социально значимыми, а это прерогатива областного маслихата, утвердить дифференцируемый тариф, заключить соглашение на внедрение электронной системы в рамках трехстороннего меморандума: перевозчик – заказчик – ТОО «Alem Pay». И только после всего этого будет заключен долгожданный договор о субсидировании пассажирских перевозок, его образец был также представлен на рассмотрение депутатам городского маслихата.

– После того, как заключим договор, будем выплачивать субсидии, согласно плану финансирования местного исполнительного органа, то есть столько, сколько сами запланируем, – добавил Ануар Ескатов.

Кенжеш Аманова поинтересовалась: какие существуют гарантии, что перевозчики, получающие субсидии, будут соблюдать обязательства по качеству обслуживания?

– В договоре есть шкала оценки, прописаны условия выплаты субсидий. В том числе, включен пункт о жалобах от населения плюс оценки мониторинговой группы. Вот так будем контролировать. Если перевозчики не будут соответствовать какому-либо критерию, субсидии не будут выплачены, – ответил заместитель акима города.

Депутат Оркен Каскатаев спросил Ануара Ескатова, просчитывался ли процент горожан, которые при внедрении электронной системы будут по-прежнему оплачивать проезд наличкой, то есть за 150 тенге?

– Такие расчеты не производились, и они не будут вестись, пока мы не внедрим электронную систему оплаты проезда. Осуществлять хронометраж по каждому автобусу? Это можно сделать, но будет ли актуально… Недавно прошло заседание суда, в апелляционной инстанции дело выиграло ТОО «Рудныйавтотранс». Суд признал, что городской отдел ЖКХ должен выплатить субсидии на сумму пять миллионов тенге из городского бюджета. И отдел ЖКХ это сделает. К чему я это говорю? На сегодняшний день в сфере пассажирских перевозок Рудного нет порядка, и пока не внедрим ЭСОП, это будет продолжаться. Давайте сделаем всё, чтобы вывести перевозчиков из тени, заставить их оплачивать налоги за каждый проезд. И еще один важный момент: внедрение ЭСОП послужит стимулом для частных предприятий – владельцев автобусов – напрямую участвовать в тендере, – ответил Ануар Ескатов.

Оркен Каскатаев, в свою очередь, высказался, что при внедрении ЭСОП необходимо сделать нижнюю планку дифтарифа меньше 100 тенге. Такое же мнение сложилось у большинства депутатов.

В комиссию по тарифообразованию включен Виктор Мущинский, директор одного из предприятий пассажирских перевозок в Костанае. Он также присутствовал на заседании маслихата и отметил, что, несмотря на внедрение ЭСОП, его предприятие получает субсидии в размере 60 процентов от положенных 100 процентов.

– Перевозчики Костаная уже давно вышли из теневой экономики. Если говорить о Рудном, то 150 тенге, о которых сегодня идет речь, – это самая низкая оплата проезда, которая должна быть в Рудном. У нас в Костанае поднимается вопрос о том, чтобы сделать проезд 170 тенге за наличный расчет. Из практики скажу: три-четыре процента населения оплачивают наличкой, остальные используют ЭСОП. Стоимость проезда 45 тенге в Рудном была, наверное, лет десять. Знаете, сколько за это время потеряли перевозчики? На эти деньги можно было бы купить новые автобусы. При внедрении ЭСОП в Костанае стала наблюдаться конкуренция среди перевозчиков, и это правильно. Так нужно сделать и в Рудном. И еще: убежден, что субсидировать перевозки акимату необходимо с первого дня, как в автобусы поставят валидаторы, а не по истечении трехмесячного тестового режима, – отметил Виктор Мущинский.

Депутат Сергей Тимербулатов взял слово:

– Принимая решение о внедрении ЭСОП, мы не знаем, какая нагрузка в части субсидирования пассажирских перевозок ляжет на городской бюджет: рассчитываем, что выплаты составят семь миллионов, а при внедрении ЭСОП будем платить, допустим, 37 миллионов, за счет того, что увидим реальную цифру пассажиропотока. Кто понесет первоначальные расходы на приобретение и установку оборудования – валидаторов?

О внедрении платежных систем в городских автобусах пояснил директор костанайского филиала ТОО «Alem Pay» Сагадат Ниязбаев:

– На перевозчика не ляжет никакая денежная нагрузка: мы предоставляем оборудование бесплатно, взимаем только комиссию – с каждой транзакции 9,25 процента, их оплачивает бюджет, и всё. Транспортные карты платные, их покупка ляжет на пассажиров: 500 тенге за одну карту, это разовая покупка, карта бессрочная.

Депутат Владимир Мищенко поинтересовался, где и каким образом будут пополняться транспортные карты, в частности для льготных категорий?

– Транспортная карта пополняется через банковские приложения Халык и Каспи, через терминалы Касса-24, Киви и непосредственно с номера телефона, последний способ удобен для пенсионеров. Ничего сложного здесь нет. Оплата принимается без комиссии: сколько положили, столько и упадет на карту, – ответил Сагадат Ниязбаев.

На заседании маслихата прозвучало и бытующее в народе мнение о том, что расстояния в городе маленькие, стоит ли их преодоление 100/150 тенге? Здесь справедливости ради нужно заметить, что сменяемость пассажиров у нас выше, чем в том же Костанае. Да и любой перевозчик обоснует: чем меньше город, тем выше плата в общественном транспорте.

Заместитель акима Рудного отметил:

– Планировали сделать тариф по безналичному расчету и 90, и 120, и 130 тенге. ТОО «Alem Pay» предложило установить 150 тенге, исходя из того, что, если сумма проезда будет меньше, то у населения не будет стимула оплачивать его электронным способом, и все будут по-прежнему платить наличными. 100/150 – именно такая пропорция должна быть по нашему мнению для того, чтобы дифференциация работала.

Сагадат Ниязбаев дополнил:

– После успешного внедрения ЭСОП в Костанае наличная оплата там составляет пять процентов. Пенсионеры Костаная оплачивают проезд транспортной картой, банковской картой либо картой Казпочты. У нас есть договорные обязательства с Казпочтой по обслуживанию данной категории населения. Скидки на проезд льготникам учитываются автоматически: если это ребенок – 50 процентов скидка, пенсионерам – 10 тенге скидка. Мы готовы обеспечить жителей Рудного льготными картами на 100 процентов.

На заседании присутствовал директор ТОО «Рудныйавтотранс» (предприятие обслуживает 16 городских автобусных маршрутов – Примечание автора) Султанбек Ермуханов, он отметил:

– В первую очередь, в Рудном необходимо ввести дифтариф, а после – электронную систему оплаты проезда. Потому что тогда в отчетах «Alem Pay» и акимат, и перевозчики будут видеть прозрачность оплаты проезда. Будет и контролирующий орган в лице заказчика – отдела ЖКХ, который будет владеть всей информацией по качеству перевозок и оплате за них.

По поводу того, что у ТОО «Рудныйавтотранс» нет своих автобусов, все – в частной собственности, скажу так: в правилах перевозки пассажиров и багажа, которые разработаны для участия в городском конкурсе, сказано, что перевозчик имеет право участвовать в конкурсе при наличии собственного транспорта и арендуемого. Это нам не запрещается. И по тестовому режиму: тоже считаю, что перевозчику необходимо сразу выплачивать субсидии, а не ждать, когда пройдут три месяца. Не в лучших условиях сегодня живут перевозчики, и речь не только о «Рудныйавтотранс»: стоимость дизельного топлива сегодня 260 тенге, есть АЗС, где и 400 тенге.

…Дискуссии завершились спустя почти два часа. Депутаты пришли к выводу, что дифференцируемый тариф и электронная система оплаты проезда необходимы, это продиктовано временем. Но всё же необходимо снизить нижнюю планку дифтарифа хотя бы до 90 тенге за оплату электронным способом.

Итог – депутаты отказали в согласовании дифференцируемого тарифа в размере 100/150 тенге. Думается, еще не раз мы вернемся к обсуждению этого вопроса. А пока платим за проезд, как обычно 100 тенге.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото Марины КОЛЧАНОВОЙ